МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы кибернетики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_ПМиИ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Журавлева В.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы кибернетики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.т.н. Хворова Л.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Хворова Л.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: познакомить студентов с основными методами и моделями принятия оптимальных решений, в том числе в системах с многими центрами планирования и реализации действий.
Основные задачи: знакомство с основными понятиями математических методов исследования операций, изучение опыта построения и использования математических и имитационных моделей при исследовании реальных экономических задач, обучение навыкам исследования моделей принятия решений, в том числе линейных моделей, сформировать у студентов процессное мышление при анализе прикладных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности
ПК-1: способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность, связанную с разработкой математических моделей сложных систем, алгоритмов, методов, программного обеспечения, инструментальных средств в соответствии с профилем профессиональной деятельности с использованием современных достижений науки и техники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Подходы к формальному описанию систем и основные понятия исследования операций и теории управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять в решении прикладных задач: методы линейного программирования; методы построения эмпирических моделей процессов; модели принятия решений с 1 и 2 ЛПР.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Классическими методами исследования операций и информационными технологиями при исследовании математических моделей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Историческая справка: введение в исследование операций. Понятие математической модели, классификация математических моделей. Модели процессов, модели выбора оптимальных решений Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Линейное программирование. Графический и симплекс-метод Лекции 4 6 Л1.1
1.3. Целочисленное линейное программирование. Метод ветвей и границ Лекции 4 4 Л1.1
1.4. Решение антагонистической игры. Чистые и смешанные стратегии в матричных играх Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Биматричные игры. Равновесные стратегии Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Решение задач линейного программирования графическим методом Практические 4 4 Л1.1
1.7. Решение задач линейного программирования симплекс-методом Практические 4 4 Л1.1
1.8. Формализация и технология решения ЗЛП в Excel Практические 4 4 Л1.1
1.9. Метод ветвей и границ в целочисленном программировании Практические 4 4 Л1.1
1.10. Поиск чистых и смешанных стратегий в матричных играх Практические 4 4 Л1.2
1.11. Поиск равновесных стратегий в биматричных играх Практические 4 4 Л1.2
1.12. Работа с лекциями и дополнительной литературой. Примеры моделей с 1, 2 и n ЛПР Сам. работа 4 66 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложения
Приложение 1.   ИМиИТ-ОК-ПМ-1-ФОС-20-21.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
Л1.2 Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. Математические модели и методы исследования систем управления. Ч.1: Учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/45
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алгазин Г.И. Математические модели системного компромисса: монография Изд-во АГУ, Барнаул, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Электронный курс в системе Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2112
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические индивидуальные задания.
Самостоятельная работа:
- Поиск ответов на вопросы для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Итоговый контроль:
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекциях, семинарских занятиях, и вопросы для самостоятельной работы. Для более детального изучения используйте рекомендуемую литературу.