МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюм в русской художественной культуре

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ХПКпр-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Н.А.Айхлер

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Костюм в русской художественной культуре

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016г. №№624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование представлений о процессе развития костюма в русской художественной культуре.
Задачи курса:
– формирование духовно-нравственных ценностей на материале и средствами национально-культурных традиций;
– знакомство студентов с художественным строем костюма в процессе изучения истории и развития искусства разных народов;
– художественно-практическая подготовка студентов в области художественного оформления материалов;
– овладение практическими навыками создания проектов и изделий декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью к разработке художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия дисциплины, историю становления и развития национальных костюмов
– методы и приемы построения орнамента и орнаментальных композиций в национальных костюмах
– о современных процессах явлениях и тенденциях развития национального костюма.
3.2.Уметь:
3.2.1.– анализировать образное содержание и средства выразительности художественных произведений
– собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию об истории, современных явлениях и тенденциях развития народной художественной культуры;
– выполнять поисковые эскизы и проекты при создании современного национального костюма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– методами анализа художественных произведений и критериями оценки художественно-исполнительской деятельности;
– навыками создания произведений декоративно-прикладного творчества;
– источниками и каналами информации об истории национального костюма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семиотика традиционного костюма
1.1. Понятие костюма и его влияние на культуру народа Лекции 7 2
1.2. Материалы и способы изготовления элементов народного костюма Лекции 7 2 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.5
1.3. Семантика костюма в традиционной культуре Лекции 7 2 ПК-5 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.4
1.4. Семантика костюма в традиционной культуре Практические 7 8
Раздел 2. История развития традиционного русского костюма
2.1. Женский костюм . Основные элементы женского костюма. Лекции 7 4 ПК-5 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.2. Русский костюм страрожилов и переселенцев Практические 7 8 ПК-5 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.3. Головные уборы женского народного костюма. Лекции 7 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.4. Костюм казачества Сам. работа 7 27 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.5. Мужской костюм. Основные элементы мужского костюма. Головные уборы Лекции 7 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
2.6. Особенности костюма русских старообрядцев Практические 7 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.7. Казахский национальный костюм Лекции 7 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.8. Казахский национальный костюм Практические 7 8 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.9. Традиционный костюм немцев Алтая Лекции 7 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.10. Традиционный костюм немцев Алтая Практические 7 6 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.11. Традиционный костюм немцев Алтая Сам. работа 7 12 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.12. Татарский традиционный костюм на Алтае Лекции 7 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3
2.13. Татарский традиционный костюм на Алтае Сам. работа 7 22 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3
2.14. Экзамен 7 27 ПК-5 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Тарасова О.П, История костюма восточных славян (древность - позднее средневековье): Учебники и учебные пособия Изд-во Ориенбургский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
Л2.3 Хамматова Э.А., Гадельшина Э.А., Галиев И.Н. Формы и декор татарских национальных костюмов: Учебное пособие Казань: Изд-во КНИТУ// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
Л2.4 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 biblioclub.ru
Л2.5 Титовец А.В., Фурсова Е.Ф., Тяпкова Т.К. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве: научная литература Минск: Белорусская наука // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.6 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Грушин С.П., Назаров И.И. Историко-культурное наследие Алтайского края: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет – ресурс «Традиционная культура Алтайского края» www.agik22.ru
Э2 Культура и традиции www.vtourisme.com
Э3 Народы Алтая myrussianland.ru
Э4 РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: TERRA INCOGNITA www.velesovkrug.ru
Э5 Курс "Костюм в русской художественной культуре" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.

Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий для самостоятельной работы содержатся в "Приложении"
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы.