МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности организации предпринимательской деятельности в области социологии права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-2-2020
Часов по учебному плану 98
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 84
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 84 84 84 84
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 98 98 98 98

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Особенности организации предпринимательской деятельности в области социологии права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование целостного представления об особенностях организации предпринимательской деятельности в области социологи и права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3.1 Вырабатывает стратегию командной работы и на ее основе организует отбор членов команды для достижения поставленной цели
УК-3.2 Организует и корректирует работу команды, в том числе на основе коллегиальных решений
УК-3.3 Разрешает конфликты и противоречия при деловом общении на основе учета интересов всех сторон; создает рабочую атмосферу, позитивный эмоциональный климат в команде
УК-3.4 Организует обучение членов команды и обсуждение результатов работы, в том числе в рамках дискуссии с привлечением оппонентов
УК-3.5 Делегирует полномочия членам команды и распределяет поручения, дает обратную связь по результатам, принимает ответственность за общий результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы стратегии командной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет решать конфликт и противоречия в работе команды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нВладеет навыками делового общения в командной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
1.1. Предпринимательство в социальной сфере Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Предпринимательство в социальной сфере Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
1.3. Предпринимательские проекты в сфере права Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Предпринимательские проекты в сфере права Сам. работа 2 19 Л1.1, Л2.1
1.5. Проблемы организации предпринимательства в сфере социологии права. Проведение социологических исследований Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Проблемы организации предпринимательства в сфере социологии права. Проведение социологических исследований Сам. работа 2 15 Л1.1, Л2.1
1.7. Социальный инженеринг в предпрнимательской деятельности в сфере правовых отношений Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Социальный инженеринг в предпрнимательской деятельности в сфере правовых отношений Сам. работа 2 30 Л1.1, Л2.1
1.9. Зачет с оценкой 2 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1. Понятие предпринимательской деятельности в области социологии права
2. Отрасли предпринимательской деятельности в области социологии права.
3. Особенности производимых благ и ресурсов.
4. Особенности рыночного спроса.
5. Сущность и функции предпринимательства.
6. Развитие предпринимательского сектора в правовой сфере.
7. Дилерство и брокерство.
8. Дистрибьютерство и консигнация. Их особенности в правовой сфере.
9. Классификация посреднической предпринимательской деятельности.
10 Франчайзинг и его развитие в правовой сфере.
11 Лизинг и его значение для развития предпринимательской активности.
12 Факторинг и толлинг как формы партнерских связей в предпринимательстве.
13 Коммерческий трансферт и концессия как формы партнерских связей в
предпринимательстве.
14 Совместное производство, проектное финансирование, лицензирование как формы
партнерских связей в предпринимательстве.
15 Структура капитала предпринимателя и ее особенности.
16 Выявление потребности в первоначальном капитале предпринимателя.
17 Оборот капитала предпринимателя.

Теоретические вопросы.
1. Понятие предпринимательской деятельности в области социологии права
2. Отрасли предпринимательской деятельности в области социологии права.
3. Особенности производимых благ и ресурсов.
4. Особенности рыночного спроса.
5. Сущность и функции предпринимательства.
6. Развитие предпринимательского сектора в правовой сфере.
7. Дилерство и брокерство.
8. Дистрибьютерство и консигнация. Их особенности в правовой сфере.
9. Классификация посреднической предпринимательской деятельности.
10 Франчайзинг и его развитие в правовой сфере.
11 Лизинг и его значение для развития предпринимательской активности.
12 Факторинг и толлинг как формы партнерских связей в предпринимательстве.
13 Коммерческий трансферт и концессия как формы партнерских связей в
предпринимательстве.
14 Совместное производство, проектное финансирование, лицензирование как формы
партнерских связей в предпринимательстве.
15 Структура капитала предпринимателя и ее особенности.
16 Выявление потребности в первоначальном капитале предпринимателя.
17 Оборот капитала предпринимателя.
Практические задания.
1. Назовите основные признаки классификации предпринимательства.
2. Сравните в таблице типы и виды предпринимательства.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 www.biblio-online.ru/book/4BB7F084-A5D2-4D44-8199-D172F791B4C3.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э2 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э3 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э4 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э5 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э6 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э7 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э8 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э9 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э10 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э11 2. Электронные библиотечные системы:
Э12 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э13 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э14 Курс в Moodl: : «Коммуникация в правовой сфере для магистров социологии права»
Э15 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.