МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюм в русской художественной культуре

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 57 84 57
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
Н.А.Айхлер

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Костюм в русской художественной культуре

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование представлений о процессе развития костюма в русской художественной культуре.
Задачи курса:
– формирование духовно-нравственных ценностей на материале и средствами национально-культурных традиций;
– знакомство студентов с художественным строем костюма в процессе изучения истории и развития искусства разных народов;
– художественно-практическая подготовка студентов в области художественного оформления материалов;
– овладение практическими навыками создания проектов и изделий декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способность к разработке художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия дисциплины, историю становления и развития национальных костюмов
– методы и приемы построения орнамента и орнаментальных композиций в национальных костюмах
– о современных процессах явлениях и тенденциях развития национального костюма.
3.2.Уметь:
3.2.1.– анализировать образное содержание и средства выразительности художественных произведений
– собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию об истории, современных явлениях и тенденциях развития народной художественной культуры;
– выполнять поисковые эскизы и проекты при создании современного национального костюма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– методами анализа художественных произведений и критериями оценки художественно-исполнительской деятельности;
– навыками создания произведений декоративно-прикладного творчества;
– источниками и каналами информации об истории национального костюма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семиотика традиционного костюма
1.1. Понятие костюма и его влияние на культуру народа Лекции 5 2
1.2. Семантика костюма в традиционной культуре Практические 5 2
Раздел 2. История развития традиционного русского костюма
2.1. Женский костюм . Основные элементы женского костюма. Лекции 5 2 ПК-5 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.2. Русский костюм страрожилов и переселенцев Практические 5 2 ПК-5 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.3. Головные уборы женского народного костюма. Лекции 5 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.4. Костюм казачества Сам. работа 5 28 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.5. Мужской костюм. Основные элементы мужского костюма. Головные уборы Лекции 5 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
2.6. Особенности костюма русских старообрядцев Практические 5 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.7. Казахский национальный костюм Лекции 5 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.8. Казахский национальный костюм Практические 5 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.9. Традиционный костюм немцев Алтая Лекции 5 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.10. Традиционный костюм немцев Алтая Практические 5 2 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.11. Традиционный костюм немцев Алтая Сам. работа 5 16 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.12. Татарский традиционный костюм на Алтае Сам. работа 5 13 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Тарасова О.П, История костюма восточных славян (древность - позднее средневековье): Учебники и учебные пособия Изд-во Ориенбургский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
Л2.3 Хамматова Э.А., Гадельшина Э.А., Галиев И.Н. Формы и декор татарских национальных костюмов: Учебное пособие Казань: Изд-во КНИТУ// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
Л2.4 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 biblioclub.ru
Л2.5 Титовец А.В., Фурсова Е.Ф., Тяпкова Т.К. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве: научная литература Минск: Белорусская наука // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.6 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Грушин С.П., Назаров И.И. Историко-культурное наследие Алтайского края: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет – ресурс «Традиционная культура Алтайского края» www.agik22.ru
Э2 Культура и традиции www.vtourisme.com
Э3 Народы Алтая myrussianland.ru
Э4 РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: TERRA INCOGNITA www.velesovkrug.ru
Э5 Курс "Костюм в русской художественной культуре" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.

Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий для самостоятельной работы содержатся в "Приложении"
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы.