МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биотехнология растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Тихомирова Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Биотехнология растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание общих закономерностей протекания морфогенеза растений в культуре in vitro и особенностей культивирования клеток и тканей на искусственных питательных средах с целью разработки основ технологий микроклонального размножения и оздоровления растений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9 владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Историю метода, способы и области применения культуры клеток и тканей растений. Особенности микроклонального размножение, его достоинства и недостатки, методы микроклонального размножения растений. Способы получение безвирусных растений и криоконсервации культивируемых клеток как метода сохранения генофонда.Иметь представление об основных технологических этапах микроразмножения растений, а также о современных тенденциях в области получения растительной массы,как возобновляемого источника лекарственного сырья - альтернативу природным запасам объектов фармацевтических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Делать предположения о протекании морфогенеза в культуре ткани в зависимости от состава питательных сред и этапов культивирования растительного объекта. Использовать полученные теоретические знания в оптимизации процессов микроразмножения и оздоравливания объекта исследования; использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе специалиста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами клонального микроразмножения и оздоровления растений. Обладать навыками приготовления питательных сред, стерилизации растительных объектов, работы в ламинарбоксе и в зале гидропонных установок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биотехнология, как наука
1.1. Биотехнология как наука. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на 2012-2020 гг. Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Практическая работа 1 Современная биотехнология растений, как наука и отрасль производства. Принципы культивирования клеток и тканей высших растений Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.3
1.3. Практическая работа 2 Структура Отдела биотехнологии растений Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.3
1.4. Биотехнология, как наука Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-9 Л1.3
Раздел 2. Культивирование клеток и тканей растений
2.1. Культивирование клеток и тканей растений Лекции 6 6 ОПК-2, ПК-9 Л1.3
2.2. Практическая работа 3 Типы культур клеток и тканей растений Практические 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.3
2.3. Практическая работа 4 Биотехнологии на основе культивируемых клеток и тканей растений Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Практическая работа 5 Культура изолированных клеток и тканей в селекции и генной инженерии Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.3
2.5. Культивирование клеток и тканей растений Сам. работа 6 13 ОПК-2, ПК-9 Л1.3
Раздел 3. Клональное микроразмножение и оздоровление растений
3.1. Микроклональное размножение и сохранение растений Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.3
3.2. Практическая работа 6 Основные методы регенерации растений in vitro Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.3
3.3. Клональное микроразмножение и оздоровление растений Сам. работа 6 12 ОПК-2, ПК-9 Л1.3
Раздел 4. Морфогенез растений в культуре in vitro
4.1. Практическая работа 7 Факторы, влияющие на процессы регенерации Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.3
4.2. Методы изучения морфогенеза. Особенности протекания морфогенеза в культуре ткани. Этапы морфогенеза. Гистологический анализ как метод изучения морфогенеза на тканевом уровне. Морфогенез ириса в культуре ткани. Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.3
4.3. Практическая работа 8 Методы гистологии в изучении морфогенеза растений in vitro Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.3
4.4. Морфогенез растений в культуре in vitro Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-9 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тихомирова,Л.И Биотехнология растений: опорный конспект лекций: учеб.пособие: АлтГУ.-Барнаул:Изд-воАлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Л.И. Тихомирова Биотехнология растений. Практикум : учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Л.И. Тихомирова Биотехнология растений: Хрестоматия Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Назаренко, Ю. И. Долгих, Н. В. Загоскина, Г. Н. Ралдугина Биотехнология растений : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт — 161 с, 2018 www.biblio-online.ru/book/B3DC4224-578D-4359-AC7E-5A2AF2AE581C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Биотехнология растений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
007К учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.