МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная экология города

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология города и развитие городской среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СГиРГС-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная экология города

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
Направление 39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 03.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами понимания современной социоприродной ситуации в городской среде, которая существенно зависит от ценностей мировоззрения, уровня образованности человека, традиционной культуры, доступности, гласности экологической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1 Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных
ОПК-3.2 Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов
ОПК-3.3 Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования
ОПК-3.4 Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем
ОПК-3.5 Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий
ОПК-3.6 Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает специфику прогнозирования социальных явлений и процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий в прогнозировании социальных явлений


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социальная экология города"
1.1. Теоретико-методологические принципы изучения социальной экологии города Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретико-методологические принципы изучения социальной экологии города. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретико-методологические принципы изучения социальной экологии города. Сам. работа 2 30 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятие о городской среде Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Понятие о городской среде Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Понятие о городской среде Сам. работа 2 36 Л2.1, Л1.1
1.7. Становление социальных представлений о взаимоотношении человека и природы в условиях развития города Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Становление социальных представлений о взаимоотношении человека и природы в условиях развития города Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Становление социальных представлений о взаимоотношении человека и природы в условиях развития города Сам. работа 2 48 Л2.1, Л1.1
1.10. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Философско-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи ноосферогенеза и устойчивого развития. Учение о ноосфере в мировой традиции Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Сам. работа 2 40 Л2.1, Л1.1
1.13. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Сам. работа 2 37 Л2.1, Л1.1
1.14. Экзамен 2 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предметно-методологическая специфика социальной экологии города.
2. Проблема соотношения социальной экологии и экологии человека.
3. Место и роль социальной экологии города в системе современного научного знания.
4. Теоретико-методологические основания социальной экологии города.
5. Понятие биосферы, ее основные элементы.
6. Атмосфера и ее антропогенные изменения в современных условиях.
7. Вода как ресурс и объект хозяйственной деятельности. Проблема истощения водных ресурсов.
8. Земельные ресурсы в системе хозяйственной деятельности.
9. Деградация растительного покрова Земли как экологическая проблема.
10. Животный мир планеты Земля: состояние и факторы деградации.
11. Цивилизация как объект изучения социальной экологии.
12. Урбанизация как социально-экологическая проблема.
13. Актуальные проблемы экологии большого города.
14. Концепции решения экологических проблем в современной науке.
15. Пути и возможности экологизации экономики.
16. Экологизация правовых отношений в современной России.
17. Пути экологизации общественного сознания.
18. Состояние и перспективы экологического образования и воспитания.
19. Особенности экологической рекламы.
20. Функциональное взаимодействие социальных институтов при решении экологических проблем.
21. Международное сотрудничество в сфере социальной экологии.
22. Влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения. Болезни цивилизации.
23. Экологическая культура: ценностные ориентации и образ жизни.
24. Законы социальной экологии по Н.Ф. Реймерсу.
25. Экологическая проблема в контексте глобальных проблем современности.
26. Особенности социально-экологических проблем в Алтайском крае и г. Барнауле.
27. Современные экологические общественные движения: направленность и эффективность.
28. Роль социологии в изучении и решении социально-экологических проблем.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э3 www.soc.pu.ru
Э4 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э5 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э6 курс в moodle "социальная экология для социологов ИСН" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.