МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения сольному пению

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 216
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 108 108 108 108 216 216
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения сольному пению

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
и.о. зав.кафедрой ИИ, профессор Корниенко Николай Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой и.о. зав.кафедрой ИИ, профессор Корниенко Николай Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение технологией обучения искусству сольного пения на основе определения певческих задач технологического и художественного порядка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основной сольный репертуар и репертуар творческих коллективов, педагогический репертуар образовательных учреждений среднего профессионального образования, детских школ искусств, общеобразовательных учреждений;
-общие принципы работы по изучению и исполнению репертуара, основы организации индивидуальных занятий, специальную учебно- методическую и исследовательскую литературу;
3.2.Уметь:
3.2.1.-выявлять скрытые и явные недостатки в пении, исследовать их причинно-следственные связи, находить правильные приемы и способы исправления голосовых дефектов;
-составлять индивидуальные планы учащихся;
-планировать индивидуальные и групповые занятия;
-анализировать отдельные методические пособия, учебные программы;
- практически реализовать накопленные знания и умения в рамках проведения занятий с обучающимися по программам среднего профессионального образования
в области музыкального народного искусства, дополнительного образования детей, общеобразовательных школ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-специфическими приемами и особенностями регионального народного пения, сольной и ансамблевой исполнительскими традициями;
-методикой показа интонационно-ритмических и художественно- исполнительских трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1Введение в предмет.
1.1. Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные вопросы и понятия. Лекции 3 2
1.2. Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные вопросы и понятия. Практические 3 2
1.3. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики. Лекции 3 2
1.4. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики. Практические 3 2
1.5. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 3 36
Раздел 2. Особенности воспитания народного певца.
2.1. Специфика сольного исполнительства Лекции 3 2
2.2. Специфика сольного исполнительства Практические 3 2
2.3. Педагогический репертуар. Лекции 3 2
2.4. Педагогический репертуар. Практические 3 2
2.5. изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 3 36
Раздел 3. Певческий голос.
3.1. Строение голосового аппарата. Лекции 3 2
3.2. Строение голосового аппарата. Практические 3 2
3.3. Физические свойства и характеристики голоса. Лекции 3 2
3.4. Физические свойства и характеристики голоса. Практические 3 2
3.5. Современные теории звукообразования. Лекции 3 2
3.6. Современные теории звукообразования. Практические 3 2
3.7. Классификация певческих голосов. Лекции 3 4
3.8. Классификация певческих голосов. Практические 3 4
3.9. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 3 36
Раздел 4. Вокально-технические навыки.
4.1. Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса. Лекции 4 1
4.2. Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса. Практические 4 1
4.3. Певческое дыхание. Лекции 4 1
4.4. Певческое дыхание. Практические 4 1
4.5. Работа гортани в пении. Регистры голоса. Лекции 4 1
4.6. Работа гортани в пении. Регистры голоса. Практические 4 1
4.7. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении. Лекции 4 1
4.8. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении. Практические 4 1
4.9. Певческая артикуляция и дикция. Лекции 4 1
4.10. Певческая артикуляция и дикция. Практические 4 1
4.11. Орфоэпия в пении. Лекции 4 1
4.12. Орфоэпия в пении. Практические 4 1
4.13. Певческое вибрато Лекции 4 1
4.14. Певческое вибрато Практические 4 1
4.15. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 4 54
Раздел 5. Постановка голоса
5.1. Диагностика вокальной одаренности. Лекции 4 1
5.2. Диагностика вокальной одаренности. Практические 4 1
5.3. Определение типа голоса. Лекции 4 1
5.4. Определение типа голоса. Практические 4 1
5.5. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков. Лекции 4 1
5.6. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков. Практические 4 1
5.7. Особенности проведения начальных занятий пением. Лекции 4 1
5.8. Особенности проведения начальных занятий пением. Практические 4 1
5.9. Особенности работы с женскими голосами. Лекции 4 2
5.10. Особенности работы с женскими голосами. Практические 4 2
5.11. Особенности работы с мужскими голосами. Лекции 4 2
5.12. Особенности работы с мужскими голосами. Практические 4 2
5.13. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов. Лекции 4 2
5.14. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов. Практические 4 2
5.15. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса. Лекции 4 1
5.16. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса. Практические 4 1
5.17. изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 4 54

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины