МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения основам финансовой грамотности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Райских Т.Н.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения основам финансовой грамотности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка студента к осуществлению профессиональной деятельности в области формирования финансовой грамотности различных категорий обучающихся в системе общего образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения математики и экономики
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания математики и экономики
ПК-4 Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области математики и экономики
ПК-5 Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении математике и экономике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.мировые и российские тенденции, влияющие на методику обучения финансовой грамотности и модели включения финансовой грамотности в практику образовательных организаций;особенности процесса формирования финансовой грамотности различных категорий обучающихся;основы проектирования и особенности проведения занятий по финансовой грамотности с разными категориями обучающихся; основные принципы организации образовательной деятельности по обучению финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий (кейс-технологий, игровых технологий, технологии творческой мастерской и др.;основное содержание курса финансовой грамотности (основы личного финансового планирования, приемы оптимизации расходов; основные способы создания накоплений; основные виды и классификации инвестиций, риски и доходность инвестиций; основные элементы системы обязательного пенсионного страхования, виды выплат пенсионного обеспечения и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и осуществлять отбор образовательных ресурсов и методических материалов по финансовой грамотности; определять варианты использования электронных форм УМК при обучении финансовой грамотности обучающихся;определять варианты использования учебных фильмов, мультфильмов, мобильных приложений и анимированных презентаций, разработанных по финансовой грамотности при реализации программ обучения финансовой грамотности;использовать интерактивные технологии обучения финансовой грамотности различных категорий обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами проектирования занятия по финансовой грамотности для различных категорий; обучающихся;применять комплексный инструментарий оценки и мониторинга формирования финансовой грамотности при реализации программ обучения финансовой грамотности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Повышение финансовой грамотности обучающихся как компонент функциональной грамотности
1.1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации и ФГОС общего образования Сам. работа 5 6 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
1.2. Современный контекст внедрения программ повышения финансовой грамотности обучающихся Лекции 5 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
1.3. Современный контекст внедрения программ повышения финансовой грамотности обучающихся Сам. работа 5 3 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
1.4. Анализ моделей внедрения финансовой грамотности в образовательную организацию Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
1.5. Анализ УМК по финансовой грамотности для различных категорий обучающихся и специальных модулей для общеобразовательных предметов Сам. работа 5 7 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
1.6. Анализ УМК по финансовой грамотности для различных категорий обучающихся и специальных модулей для общеобразовательных предметов Практические 5 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Содержание финансовой грамотности
2.1. Управление личными финансами, понятие денег и формирование семейного бюджета Сам. работа 5 5 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
2.2. Финансовые организации и банковские услуги Сам. работа 5 5 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
2.3. Финансовые инструменты и инвестиции Сам. работа 5 5 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
2.4. Страхование Сам. работа 5 5 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
2.5. Налоги: сущность и базовые понятия Сам. работа 5 6 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
2.6. Государственное пенсионное и социальное обеспечение. Накопительное государственное и негосударственное пенсионное обеспечение Сам. работа 5 6 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
2.7. Финансовое мошенничество. Основы финансовой безопасности Сам. работа 5 5 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
Раздел 3. Методика преподавания финансовой грамотности
3.1. Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся при изучении финансовой грамотности Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.2. Использование комплексного инструментария оценки и мониторинга финансовой грамотности Лекции 5 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.3. Анализ и отбор образовательных ресурсов, методических материалов по финансовой грамотности Сам. работа 5 8 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.4. Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности Лекции 5 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.5. Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности Практические 5 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.6. Использование на уроках /занятиях электронных форм УМК по финансовой грамотности Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.7. Использование кейс-технологий при обучении финансовой грамотности Лекции 5 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.8. Использование кейс-технологий при обучении финансовой грамотности Практические 5 1 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.9. Использование технологии творческой мастерской и современных каналов коммуникации при обучении финансовой грамотности Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.10. Включение в занятия по финансовой грамотности учебных фильмов, мультфильмов, мобильных приложений и анимированных презентаций Практические 5 2 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.11. Включение в занятия по финансовой грамотности учебных фильмов, мультфильмов, мобильных приложений и анимированных презентаций Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1
3.12. Проектирование урока /занятия по финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий и цифровых ресурсов Сам. работа 5 10 ПК-5, ПК-4, ПК-3, ПК-2, ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гловели Г. Д. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека ресурсов на портале «Вышифинансы» (https://vashifinancy.ru/)
Э2 Библиотека ресурсов на портале «ХочуМогуЗнаю» (https://хочумогузнаю.рф)
Э3 Библиотека ресурсов на портале «Образовательные проекты ПАКК» (https://edu.pacc.ru/) (https://edu.pacc.ru/)
Э4 Каталог основных результатов Проекта Минфина России. [Электронный ресурс] // - URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/03/24/1567456990/Katalog%2017.02.20%20final.pdf.
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу аспирантов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений аспирантов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности. Самостоятельная работа - это индивидуальная учебная деятельность аспиантов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа аспирантов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно- методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям аспиранты могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому сапиранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает аспирантам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически аспирант не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.