МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности рассмотрения экологических и земельных споров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ГП-с,ТП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Калашник Н.И.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Особенности рассмотрения экологических и земельных споров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф. Е.С. Аничкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф. Е.С. Аничкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является профессиональная подготовка обучающихся в сфере экологического права и земельного права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, новейших течений в науке экологического права и земельного права и правоприменительной практике.
Задачами курса являются изучение и усвоение процессуальных особенностей споров, вытекающих из экологических и земельных правоотношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5: сущность и содержание земельных и экологических правоотношений; особенности разрешения земельных и экологических споров;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5: правильно составлять и оформлять юридические документы; учитывать и соблюдать правила правоприменения в земельном и экологическом праве и процессуальном праве; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5: терминологией земельного и экологического права, процессуального права; навыками анализа юридических фактов и обстоятельств;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и признаки экологического и земельного споров Лекции 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Классификация экологических и земельных споров Сам. работа 2 14 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Досудебное урегулирование споров, возникающих из земельных и экологических правоотношений Сам. работа 2 14 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Особенности рассмотрения экологических споров Сам. работа 2 14 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Предмет спора, предмет иска и предмет доказывания в спорах, возникающих из экологических и земельных правоотношений. Лекции 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Подведомственность и подсудность споров, возникающих из экологических и земельных правоотношений. Практические 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.2
1.7. Субъектный состав при рассмотрении в судах споров, возникающих из экологических и земельных правоотношений. Практические 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Возбуждение гражданского судопроизводства по делам, возникающим из экологических и земельных правоотношений. Сам. работа 2 14 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Судебно-экологическая экспертиза по исследованию экологического состояния объектов окружающей среды и ее значение. Практические 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.2
1.10. Судебное разбирательство по спору, возникающему из экологических и земельных правоотношений Практические 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Судебное разбирательство по спору, возникающему из экологических и земельных правоотношений Лабораторные 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Особенности рассмотрения земельных споров Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Разрешение земельных споров в административном порядке Практические 2 2 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Разрешение земельных споров в административном порядке Сам. работа 2 17 ПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 3.
3.1. Доказывания и доказательства по земельным и экологическим спорам Практические 2 0 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Доказывания и доказательства по земельным и экологическим спорам Сам. работа 2 13 ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачёту:
1. Природа как объект экологического права
2. Взаимодействие общества и природы и его формы
3. Сущность взаимодействия общества и природы
4. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие
5. Понятие экологического права как отрасли права
6. Этапы становления и развития экологического права
7. Предмет и метод экологического права
8. Система экологического права как отрасли права, отрасли законодательства, как учебной дисциплины и науки
9. Экологические функции государства, экологические функции права
10. Основные принципы экологического права
11. Источники экологического права
12. Понятие источников экологического права, их особенности и система
13. Конституция и иные законы как источники экологического права
14. Указы Президента и иные подзаконные акты как источники экологического права
15. Региональное экологическое законодательство и его соотношение с федеральным законодательством. Меры по обеспечению единого правового пространства в России
16. Процессуальные нормы в экологическом праве
17. Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы
18. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы
19. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
20. Содержание права собственности на природные ресурсы
21. Защита права собственности на природные ресурсы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скворцов, О. Ю. Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации : учебник : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агапов, А. Б., Административная ответственность : учебник Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
Л2.2 Ярков, В.В. Гражданский процесс: учебник — Москва : Infotropic Media, , 2014 https://e.lanbook.com/book/58142
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 мудл portal.edu.asu.ru
Э2 Федеральное агентство лесного хозяйства - http://www.rosleshoz.gov.ru
Э3 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru
Э4 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - http://www.fsvps.ru
Э5 Федеральное агентство по рыболовству - http://www.fish.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих трудовые отношения. Обучающиеся должны уяснить, что нормы трудового права направлены на регулирование и охрану наиболее важных отношений в обществе - трудовых, которые касаются большинства его членов, будь они работниками или работодателями; нормы именно трудового права регулируют разрешение социально-трудовых конфликтов, регламентируют забастовки и т.д. Кроме того, обучающимся необходимо научиться ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два теоретико-практических вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.