МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Константинова О.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.08.2014г. №33786)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доцент, Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоении базового курса информатики.
Овладение основными современными методами и средствами компьютерного моделирования, а также автоматизированного анализа и систематизации научных данных.
Овладение современными автоматизированными средствами подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций.
Формирование практических навыков использования научно-образовательных ресурсов Internet в учебном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-11 владением навыками работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией
ОПК-12 способностью работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями
ОПК-13 способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
ОПК-14 владением основами современной информационной и библиографической культуры
ОПК-20 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-лингвистических технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия информатики;
- единицы измерения количества информации и объема данных;
- структуру персонального компьютера;
- принципы устройства компьютерных сетей.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с программным продуктами ПО
настраивать интерфейс программ для активной работы на персональном компьютере; пользоваться современным офисным программным обеспечением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки работы с прикладными пакетами ПО (Microsoft Office)
- умение работать с программными продуктами ПО;
- навык поиска необходимой информации в глобальной сети;
- автоматизированными средствами подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования.
1.1. Информатика и информация Лекции 2 1 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Арифметические и логические основы информатики Лекции 2 1 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2
1.3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Двоичная арифметика.Представление чисел в ЭВМ Лабораторные 2 2 ОПК-12 Л1.1, Л1.2
1.4. Решение задач на количество объема информации Сам. работа 2 4 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Системы передачи информации. Меры и единицы количества и объема информации. Основные структуры данных. Позиционные системы счисления. Лабораторная работа №1 Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2
1.6. Решение задач по системам счисления Сам. работа 2 4 ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2.
2.1. Измерение количества информации Лекции 2 1 ОПК-11 Л1.1, Л1.2
2.2. Содержательный подход. Алфавитный подход. Вероятностный подход.Лабораторная работа №2 Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Логические основы построения ЭВМ Лекции 2 1 ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Решения логических задач.Задачи для самостоятельной работы. Сам. работа 2 4 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Основы алгебры логики.Лабораторная работа №3. Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-13 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Программные средства реализации технологии обработки текстовых документов
3.1. Компьютерные технологии обработки текстовых документов. Основные операции обработки текста. Лекции 2 2 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Правила набора и оформления текстовой документации. Редактирование, форматирование документов. Стили документов. Сам. работа 2 4 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Правила набора и оформления текстовой документации. Редактирование, форматирование документов. Стили документов.Лабораторная работа №4 Лабораторные 2 2 ОПК-11, ОПК-14 Л1.1, Л1.2
3.4. Создание таблиц с использованием текстовых редакторов. Сам. работа 2 4 ОПК-12, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Объекты в Word и приемы управления ими. Сам. работа 2 4 ОПК-13, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Средства электронных презентаций. Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Создание электронных презентаций Сам. работа 2 4 ОПК-11, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Технологии обработки графической информации. Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Обработка информации средствами электронных таблиц
4.1. Основы работы с электронными таблицами Лекции 2 2 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л1.2
4.2. Электронные таблицы как инструментарий решения функциональных задач. Основные понятия, возможности и способы организации работы. Структура электронных таблиц. Адресация ячеек. Сам. работа 2 10 ОПК-11, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Автоматизация ввода данных. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Оформление таблицы. Подготовка документа к печати.Лабораторная работа №5 Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Автоматизация ввода данных. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Оформление таблицы. Подготовка документа к печати. Сам. работа 2 6 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Использование встроенных возможностей анализа данных. Сам. работа 2 4 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
Л1.2 Под редакцией Трофимова В.В. Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата: Учебник М.: ЮРАЙТ // ЭБС , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Трофимов, М. И. Барабанова ; отв. ред. В. В. Трофимов. Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F0FE998E-C747-4ABB-84E3-07A146765A50
Л2.2 О. П. Новожилов Информатика : учебник для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/FEE705BC-11CB-46EB-810E-2634A4DE5E46.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы «Яндекс» yandex.ru
Э2 cправочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»;
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатика; http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатика;
Э4 google google.com
Э5 курс на moodle "Информатика И portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Windows;
MS Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Информатика» проходят в форме лекций, практических занятий. Во время лекций студенту предлагаются нормативные знания о понятии информации, информационного процесса, периодах развития компьютерной техники, об устройстве и программном обеспечении современных компьютеров.
Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который может быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к сдаче итогового испытания.
Практические занятия по курсу «Информатика» ориентированы на то, чтобы студенты получили навыки работы в офисных приложениях, таких как текстовый процессор, табличный процессор, средство подготовки презентаций.
При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и/или рекомендованную литературу. Все практические задания сформулированы в явном виде, многие задания имеют инструкцию по выполнению, кроме этого, студент может задать вопрос по правильности выполнения задания.
Основное внимание студента должно быть уделено пониманию методов работы с конкретным программным обеспечением, что способствует глубокому пониманию принципов работы с соответствующим ПО и позволяет студенту в будущем легко осваивать подобные программные продукты. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту возможность восстановить пробелы в знаниях определенных тем.
Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
Знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков практической работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение заданий по темам практических занятий.
Примеры типовых практических заданий и вопросов для итогового контроля можно найти в приложении.