МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Константинова О.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.08.2014г. №33786)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доцент, Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоении базового курса информатики.
Овладение основными современными методами и средствами компьютерного моделирования, а также автоматизированного анализа и систематизации научных данных.
Овладение современными автоматизированными средствами подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций.
Формирование практических навыков использования научно-образовательных ресурсов Internet в учебном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-11 владением навыками работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией
ОПК-12 способностью работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями
ОПК-13 способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
ОПК-14 владением основами современной информационной и библиографической культуры
ОПК-20 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-лингвистических технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия информатики;
- единицы измерения количества информации и объема данных;
- структуру персонального компьютера;
- принципы устройства компьютерных сетей.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с программным продуктами ПО
настраивать интерфейс программ для активной работы на персональном компьютере; пользоваться современным офисным программным обеспечением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки работы с прикладными пакетами ПО (Microsoft Office)
- умение работать с программными продуктами ПО;
- навык поиска необходимой информации в глобальной сети;
- автоматизированными средствами подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования.
1.1. Информатика и информация Лекции 2 1 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Арифметические и логические основы информатики Лекции 2 1 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2
1.3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Двоичная арифметика.Представление чисел в ЭВМ Лабораторные 2 2 ОПК-12 Л1.1, Л1.2
1.4. Решение задач на количество объема информации Сам. работа 2 4 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Системы передачи информации. Меры и единицы количества и объема информации. Основные структуры данных. Позиционные системы счисления. Лабораторная работа №1 Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2
1.6. Решение задач по системам счисления Сам. работа 2 4 ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2.
2.1. Измерение количества информации Лекции 2 1 ОПК-11 Л1.1, Л1.2
2.2. Содержательный подход. Алфавитный подход. Вероятностный подход.Лабораторная работа №2 Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Логические основы построения ЭВМ Лекции 2 1 ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Решения логических задач.Задачи для самостоятельной работы. Сам. работа 2 4 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Основы алгебры логики.Лабораторная работа №3. Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-13 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Программные средства реализации технологии обработки текстовых документов
3.1. Компьютерные технологии обработки текстовых документов. Основные операции обработки текста. Лекции 2 2 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Правила набора и оформления текстовой документации. Редактирование, форматирование документов. Стили документов. Сам. работа 2 4 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Правила набора и оформления текстовой документации. Редактирование, форматирование документов. Стили документов.Лабораторная работа №4 Лабораторные 2 2 ОПК-11, ОПК-14 Л1.1, Л1.2
3.4. Создание таблиц с использованием текстовых редакторов. Сам. работа 2 4 ОПК-12, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Объекты в Word и приемы управления ими. Сам. работа 2 4 ОПК-13, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Средства электронных презентаций. Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Создание электронных презентаций Сам. работа 2 4 ОПК-11, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Технологии обработки графической информации. Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Обработка информации средствами электронных таблиц
4.1. Основы работы с электронными таблицами Лекции 2 2 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л1.2
4.2. Электронные таблицы как инструментарий решения функциональных задач. Основные понятия, возможности и способы организации работы. Структура электронных таблиц. Адресация ячеек. Сам. работа 2 10 ОПК-11, ОПК-20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Автоматизация ввода данных. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Оформление таблицы. Подготовка документа к печати.Лабораторная работа №5 Лабораторные 2 2 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Автоматизация ввода данных. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Оформление таблицы. Подготовка документа к печати. Сам. работа 2 6 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Использование встроенных возможностей анализа данных. Сам. работа 2 4 ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
Л1.2 Под редакцией Трофимова В.В. Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата: Учебник М.: ЮРАЙТ // ЭБС , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Трофимов, М. И. Барабанова ; отв. ред. В. В. Трофимов. Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F0FE998E-C747-4ABB-84E3-07A146765A50
Л2.2 О. П. Новожилов Информатика : учебник для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/FEE705BC-11CB-46EB-810E-2634A4DE5E46.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы «Яндекс» yandex.ru
Э2 cправочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»;
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатика; http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатика;
Э4 google google.com
Э5 курс на moodle "Информатика И portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Windows;
MS Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Информатика» проходят в форме лекций, практических занятий. Во время лекций студенту предлагаются нормативные знания о понятии информации, информационного процесса, периодах развития компьютерной техники, об устройстве и программном обеспечении современных компьютеров.
Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который может быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к сдаче итогового испытания.
Практические занятия по курсу «Информатика» ориентированы на то, чтобы студенты получили навыки работы в офисных приложениях, таких как текстовый процессор, табличный процессор, средство подготовки презентаций.
При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и/или рекомендованную литературу. Все практические задания сформулированы в явном виде, многие задания имеют инструкцию по выполнению, кроме этого, студент может задать вопрос по правильности выполнения задания.
Основное внимание студента должно быть уделено пониманию методов работы с конкретным программным обеспечением, что способствует глубокому пониманию принципов работы с соответствующим ПО и позволяет студенту в будущем легко осваивать подобные программные продукты. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту возможность восстановить пробелы в знаниях определенных тем.
Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
Знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков практической работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение заданий по темам практических занятий.
Примеры типовых практических заданий и вопросов для итогового контроля можно найти в приложении.