МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (практический курс)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость37 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 1332
в том числе:
аудиторные занятия 648
самостоятельная работа 522
контроль 162
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4, 5, 6, 7, 8
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 20,5 19,5 20 19 18,5 18,5 19,5 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 108 108 108 108 108 108 108 108 120 120 88 88 4 4 4 4 648 648
Сам. работа 36 36 36 36 9 9 9 9 69 69 29 29 221 221 113 113 522 522
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 162 162
Итого 144 144 144 144 144 144 144 144 216 216 144 144 252 252 144 144 1332 1332

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.;к.филол.наук, доцент, Титова М.В.;к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.;магистр филологии, ассистент, Котова Д.С.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (практический курс)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является овладение устной разговорной русской речью (практическое овладение русским языком в различных сферах общения: обиходно-бытовая, официально-деловая, социально-культурная и учебно-профессиональная - учебно-научная и учебно-педагогическая) и накопление теоретических знаний о системе русского языка (освоение законов, правил и норм современного русского языка, что необходимо для будущей профессиональной деятельности учащихся).
Для достижения поставленных целей необходимо, во-первых, отработка навыков устного общения (восприятие русской речи на слух и активное участие в диалоге на различные темы), а также формирование у студентов грамотной «письменной» речи (написание сочинений, изложений, диктантов). Кроме того, необходимо усвоение и закрепление теоретических знаний о системе языка: законов, правил и норм грамматики, морфологии и синтаксиса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности
ОПК-6: владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста
ОПК-17: способностью оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования
ОПК-18: способностью ориентироваться на рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности, владением навыками экзистенциальной компетенции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
- грамматические категории русского языка;
- определенные синтаксические конструкции русского языка;
- средства и способы выражения значения времени, модальности и реальности-ирреальности в русском языке.
3.2.Уметь:
3.2.1.умение применять теоретические знания о системе русского языка на практике;
создание и восприятие/перевод связного текста – дискурса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: теоретическими знаниями о системе языка; грамотной письменной и устной речью; способностью грамматического и синтаксического анализа учебного текста.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Первый семестр
1.1. Лабораторные 1 108 Л2.2
1.2. Сам. работа 1 36 Л2.2
Раздел 2. Второй семестр
2.1. Лабораторные 2 108
2.2. Сам. работа 2 36
Раздел 3. Третий семестр
3.1. Лабораторные 3 108 Л2.6
3.2. Сам. работа 3 9 Л2.6
Раздел 4. Четвертый семестр
4.1. Лабораторные 4 108 Л2.6
4.2. Сам. работа 4 9 Л2.6
Раздел 5. Повторение: предлоги.Основные принципы "предложного" управления в синтаксисе русского языка. Имя существительное. Глагол + предлог + падеж.
5.1. Лабораторные 5 10
5.2. Сам. работа 5 6
Раздел 6. Местоимение и прилагательное. Склонение, словообразование и употребление в речи.
6.1. Лабораторные 5 10 Л2.2
6.2. Сам. работа 5 6 Л2.2
Раздел 7. Числительное в русском языке.
7.1. Лабораторные 5 10 Л2.2
Раздел 8. Глагол в русском языке: вид и время глагола.
8.1. Лабораторные 5 10 Л1.2, Л2.2
8.2. Сам. работа 5 6 Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 9. Глагол: активный - пассивный залог. Категория наклонения. Семантика и формы.
9.1. Лабораторные 5 10 Л2.2
9.2. Сам. работа 5 6
Раздел 10. Причастие как особая форма глагола. Семантика и форма. Вид и время глагола как определяющие характеристики при образовании формы причастия.
10.1. Лабораторные 5 10 Л1.1, Л2.2
10.2. Сам. работа 5 6 Л1.1
Раздел 11. Деепричастие как особая форма глагола.Причастный и деепричастный оборот в предложении: возможные ошибки в речи.
11.1. Лабораторные 5 10 Л1.1, Л2.2
11.2. Сам. работа 5 6 Л2.2
Раздел 12. Повторение и обобщение изученного материала
12.1. Лабораторные 5 10 Л2.2
12.2. Сам. работа 5 6 Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 13. Основы русского синтаксиса. Простое и сложное предложение. Предлоги и союзы.
13.1. Лабораторные 5 10 Л2.2
13.2. Сам. работа 5 4 Л2.2
Раздел 14. Глагол. Повторение и обобщение:категория залога. Активный, пассивный залог. Семантическое наполнение категории залога. Выражение субъекта.
14.1. Лабораторные 5 10 Л1.1, Л2.2
14.2. Сам. работа 5 12 Л2.3
Раздел 15. Категория модальности и ее выражение через наклонение. Средства и способы выражения модальности.
15.1. Лабораторные 5 10 Л2.2
15.2. Сам. работа 5 5 Л2.3
Раздел 16. Наречия: семантическая классификация и специфика употребления в речи.
16.1. Лабораторные 5 10 Л1.1, Л2.2
16.2. Сам. работа 5 6 Л1.1
Раздел 17. Роль интонации в русской устной речи. Интонационные конструкции - повторение. Интонация и пунктуация.
17.1. Лабораторные 6 8 Л2.2
17.2. Сам. работа 6 2
17.3. Подготовка к экзамену Экзамен 5 27 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-17, ОПК-18 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.5
Раздел 18. Частицы в русском языке: роль в предложении
18.1. Лабораторные 6 8 Л2.2
18.2. Сам. работа 6 2 Л2.2
Раздел 19. Выражение коммуникативных намерений говорящего: средства и способы выражения согласия, определенности-неопределенности, отрицания и пр.
19.1. Лабораторные 6 6 Л2.1, Л2.4
19.2. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л2.4
Раздел 20. Словообразование: глагольные приставки и их многозначность.
20.1. Лабораторные 6 8 Л2.4
20.2. Сам. работа 6 2 Л2.2, Л2.4
Раздел 21. Словообразование: существительные и прилагательные
21.1. Лабораторные 6 8 Л2.4
21.2. Сам. работа 6 2 Л2.4
Раздел 22. Трудные случаи словоупотребления: синонимы и антонимы в речи. Возможности взаимозамены.
22.1. Лабораторные 6 8 Л2.1
22.2. Сам. работа 6 2 Л2.1
Раздел 23. Осложненное предложение: причастный и деепричастный обороты, сравнительный оборот.
23.1. Лабораторные 6 2 Л2.4, Л2.5
23.2. Сам. работа 6 4 Л2.4
Раздел 24. Сложноподчиненное предложение: выражение времени при помощи союзов
24.1. Лабораторные 6 8 Л2.5
24.2. Сам. работа 6 4 Л2.5
Раздел 25. Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы И, А, НО, ТО ЕСТЬ, ДА. Семантика конструкций с этими союзами. Бессоюзные сложные предложения. Употребление в речи.
25.1. Лабораторные 6 8 Л2.5
25.2. Сам. работа 6 2 Л2.5
Раздел 26. Выражение уступительных отношений: вопреки + Д.п., несмотря на + В.п. В сложном предложении: хотя, несмотря на то, что, пусть, хоть, хотя… но.
26.1. Лабораторные 6 8 Л2.5
26.2. Сам. работа 6 2 Л2.5
Раздел 27. Изъяснительные отношения в сложном предложении: союзы ЧТО и ЧТОБЫ. Семантические различия.
27.1. Лабораторные 6 8 Л2.5
27.2. Сам. работа 6 2 Л2.5
Раздел 28. Повторение и обобщение изученного материала
28.1. Лабораторные 6 8 Л2.2
28.2. Сам. работа 6 3 Л2.2
28.3. Подготовка к экзамену Экзамен 6 27 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-17, ОПК-18 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 29. Повторение: синтаксис сложносочиненного и сложноподчиненного предложения
29.1. Лабораторные 7 2 Л2.4, Л2.5
29.2. Сам. работа 7 16 Л2.4
Раздел 30. Многозначные слова и явление парнонимии в речи.
30.1. Лабораторные 7 2 Л2.1
30.2. Сам. работа 7 16 Л2.1
Раздел 31. Повторение: вид и время глагола. Периферийные способы выражения прошедшего и будущего времени в русском языке.
31.1. Сам. работа 7 16
Раздел 32. Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологические единицы языка
32.1. Сам. работа 7 16 Л2.1
Раздел 33. Императив глагола. Повелительное наклонение – повторение. Совместное действие, императив к 3-му лицу. Разговорные формы: пошли, побежали… Инфи-нитив + НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИ-МО, ДОЛЖЕН, ЛУЧШЕ, СТОИТ, СЛЕДУЕТ…
33.1. Сам. работа 7 16 Л2.5
Раздел 34. Однонаправленное/разнонаправленное движение. Повторение.
34.1. Сам. работа 7 16 Л1.2
Раздел 35. Выражение оценки, характеристики. Синтаксические (фразеологические) конструкции Ох уж эти…! Что за …! Вот это ….! Вот так …! и др. Семантические различия, выраженные в интонации.
35.1. Сам. работа 7 16 Л2.1
Раздел 36. Синтаксис: повторение и обобщение. Значение цели: простые предложения (предлоги при, без) и сложные предложения (союзы если, при условии, что, в случае того, что…). Семантические различия в употреблении
36.1. Сам. работа 7 16 Л2.1, Л2.5
Раздел 37. Синтаксис: повторение и обобщение. Выражение ирреального условия в сложноподчиненном предложении: союзы если бы, когда бы.
37.1. Сам. работа 7 16 Л2.5
Раздел 38. Повторение и обобщение. Частицы: основная функция частиц – выражение субъективного отношения к сообщаемому. Употребление в речи.
38.1. Сам. работа 7 17 Л2.1
Раздел 39. Повторение, обобщение и классификация изученного материала. Трудные вопросы русской грамматики
39.1. Сам. работа 7 60 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.5
39.2. Экзамен 7 27 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-17, ОПК-18 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.5
Раздел 40. Краткое прилагательное: образование форм, роль в предложении (синтаксическая функция) и семантическая нагрузка (постоянный – непостоянный признак предмета).
40.1. Лабораторные 8 4 Л1.1
40.2. Сам. работа 8 12
Раздел 41. Краткое причастие. Краткое страдательное причастие. Управление: побежден, вынужден, принят, награжден и др.+ сущ.)
41.1. Сам. работа 8 12 Л1.1, Л2.4
Раздел 42. Стилистические ошибки в тексте. Задания на исправление ошибок. Правильное употребление деепричастного оборота в тексте (повторение).
42.1. Сам. работа 8 12 Л2.1
Раздел 43. Безличные предложения с глаголами. Безличные предложения с отрицательными формами местоимения и наречия. Семантика конструкций. Употребление в речи.
43.1. Сам. работа 8 12 Л2.5
Раздел 44. Синтаксические средства: Выражение согласия – несогласия, возражения – утверждения, отрицания.
44.1. Сам. работа 8 12 Л2.1
Раздел 45. Повторение и систематизация пройденного материала: вид глагола. Употребление совершенного – несовершенного ви-да в речи/в тексте. Вид глагола в сложноподчиненном предложении со значением времени
45.1. Сам. работа 8 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 46. Выражение отрицания в речи: грамматические и синтаксические способы выражения. Частица НЕ. Экспрессивные средства выражения отрицания в разговорной речи. Использование отрицательных местоимений и наречий.
46.1. Сам. работа 8 12 Л2.4
Раздел 47. Стилистические ошибки в тексте. Задания на исправление ошибок. Причастный оборот. Случаи неправильного употребления причастного оборота: с союзом и, с союзом который, несогласованное употребление причастного оборота, обязательное согласование его по форме с определяемым словом, порядок слов (неразрывность причастного оборота) и пр.
47.1. Сам. работа 8 12 Л2.2
Раздел 48. Повторение, обобщение и классификация изученного материала. Трудные вопросы русской грамматики
48.1. Сам. работа 8 17 Л2.1, Л2.2, Л2.5
48.2. Экзамен 8 27 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-17, ОПК-18 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Краткие требования. Требования в сфере повседневного общения. Элементарный, базовый, первый сертификационный уровни.
При решении определенных коммуникативных задач учащийся должен уметь вербально реализовать следующие интенции:
− вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять; привлекать внимание, просить повторить; переспрашивать; напоминать; завершать беседу;
− запрашивать и сообщать информацию: задавать вопрос или сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета, о количестве, качестве, принадлежности предметов, о действии, времени, месте, причине и цели действия или события; о возможности, необходимости, вероятности, невозможности действия;
− выражать намерение, желание, просьбу, требование, пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие и несогласие, отказ, разрешение, запрещение, обещание, неуверенность, сомнение;
− выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию, поступку; выражать предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие, сожаление.
Требования к речевым умениям:
АУДИРОВАНИЕ (восприятие текста на слух): Учащийся должен уметь понять на слух тему и главную информацию, содержащуюся в тексте;

ЧТЕНИЕ: Учащийся должен уметь читать текст и понять его общее содержание; определять тему текста; понять с достаточной полнотой и точностью основную информацию, содержащуюся в тексте.

ПИСЬМО: Учащийся должен уметь строить письменный текст по изученной теме в соответствии с опорой на вопросы; уметь высказать свое мнение по поводу прочитанного текста.

ГОВОРЕНИЕ: Учащийся должен уметь самостоятельно составлять связные, логичные высказывания по изученной тематике; строить высказывание на основе прослушанного или прочитанного текста различного содержания; поддерживать беседу на какую-то тему; отвечать на вопросы преподавателя.

Теоретические вопросы к экзамену (7 семестр):
1. Формы глагола: причастие. Действительное и страдательное причастие. Приведите примеры.
2. Формы глагола: деепричастие. Деепричастие настоящего и прошедшего времени. Приведите примеры.
3. Краткое причастие: как употребляется? Что выражает? Краткое страдательное причастие: когда употребляется? Что выражает? Приведите примеры.
4. В предложении: причастный оборот. Какое значение он выражает? Как согласуется с существительным по роду, числу, падежу. Приведите пример.
5. В предложении: деепричастный оборот. Какое значение он выражает? При ведите примеры: значение времени, причины, условия.
6. Синтаксис: уступительные предложения. Какое значение они выражают? Союзы хотя, несмотря на то что, предлог несмотря на. Приведите примеры.
7. Синтаксис: семантическое различие союзов если и если бы. Что выражает союз если? Что выражает союз если бы? Приведите примеры.
8. Частицы как средство выражения дополнительного значения в предложении:
- усилительные частицы,
- выделительные частицы,
- частицы неполной уверенности,
- частицы причинности. Приведите примеры.
9. Синтаксические конструкции: Как не пойти! (Как + не + инфинитив!)
Не идти же пешком! (Не + инфинитив + же + другие слова)
Нет бы приехать пораньше! (Нет бы + инфинитив!)
Хоть уезжай отсюда! (Хоть + что делай/ сделай + другие слова!)
Мне ли с ним спорить! (Кому? (дат.падеж) + ли + что делать/сделать!)
Какое значение они выражают? Приведите примеры.
10. Синтаксические конструкции: выражение оценки и характеристики.
- Вот это мастер! Вот это + сущ. (глагол)!
- Тоже мне город! Тоже + кому? + сущ. (глагол)!
- Какой это концерт! Какой(-ая, ое, ие) + это + существительное!
- Город как город… Сущ. + как + сущ….
Какое значение они выражают? Приведите примеры.
11. Устойчивые выражения хоть убей, хоть волком вой, хоть плачь, хоть умри, хоть отбавляй, хоть шаром покати. Какое значение они выражают? Приведите примеры.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Константинова Л. А. Грамматика русского языка: учебное пособие для студентов-иностранцев : учебное пособие М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012., 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57960
Л1.2 Гуревич В.В. Глагольный вид в русском языке: значение и употребление. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012 http://e.lanbook.com/book/84562
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. И. Бондарь, С. А. Лутин Как спросить? Как сказать?: пособие по развитию речи для изучающих рус. яз. как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2006
Л2.2 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.] : учебник СПб.: Златоуст. Т. 1., 2009
Л2.3 Барсукова-Сергеева О.М. Знакомые глаголы: пособие по лексике: учебное пособие М.: Флинта, 2016 // ЭБС «Лань», 2016 http://e.lanbook.com/book/84283
Л2.4 Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Синтаксис: С.-Пб.: "З)латоуст", 2011
Л2.5 Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Синтаксис. Ч.2.: СПб.: "Златоуст", 2011
Л2.6 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.]: учебник СПб.: Златоуст. Т. 2., 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruspeach.com - Русский для иностранцев https://www.ruspeach.com/dialogues/
Э2 Лингвострановедческий словарь Россия https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php?title=
Э3 Учим русский онлайн https://pushkininstitute.ru/learn
Э4 Онлайн-тесты по РКИ http://www.mgu-russian.com/ru/learn/test-online/
Э5 Тест на определение уровня владения русским языком http://studyinrussia.ru/life-in-russia/russian-language/russian-language-test/
Э6 Тренировочные тесты http://russian-test.com/tests/training_tests.html
Э7 Тесты по русскому языку http://testru.info/
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации:
Цель учебной дисциплины:
Продвинутый этап обучения РКИ совпадает с периодом обучения иностранных студентов на 3-4 курсах.
Основными целями обучения РКИ на данном этапе являются:
- расширение и углубление знаний русского языка в области учебно-профессиональной и научной сферах общения;
- расширенное изучение синтаксиса научного текста;
- расширенное изучение теории научного текста;
- формирование навыков использование различных речевых стратегий и тактик;
- дальнейшее развитие и совершенствование языковых навыков, используемых в учебно-профессиональной и научной сферах общения.
На данном этапе обучения возрастает роль самостоятельной работы студентов, предполагающая подготовку к сообщению, докладу по определенной, наиболее актуальной для студентов, теме, обзору прочитанной научной литературы, рецензированию текстов различной сложности и т.д.
На данном этапе ставятся следующие задачи:
- совершенствовать грамматическую и лингвистическую компетенцию (систематизация и обобщение языкового материала с целью использования его в виде письменных или устных текстов в ситуациях учебно-профессиональной и научной сфер общения;
- совершенствовать дискурсивную компетенцию (умение репродуцировать и продуцировать тексты монологического и диалогического характера в ситуациях учебно-профессиональной и научной сфер общения;
- совершенствовать социальную компетенцию (умение понимать основные социально-поведенческие характеристики собеседников, реализовать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному статусу в ситуациях учебно-профессиональной и научных сфер общения);
- сформировать социо-лингвистическую компетенцию (умение пользоваться различными речевыми стратегиями и тактиками, используемыми в учебно-профессиональной и научной сферах общения).
Содержание теоретического раздела курса
Словообразование
- имен существительных- названий абстрактных понятий,
- отглагольных существительных,
- сложных имен существительных;
- сложных имен прилагательных.

Морфология
Имя существительное: употребление абстрактных существительных, род абстрактных существительных, собирательные существительные, значение числа существительного в научном стиле.
Имя прилагательное: полные и краткие прилагательные. Управление полных и кратких прилагательных. Предикативные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Терминологическое значение прилагательных.
Местоимение: особенности значений местоимений в научном стиле.
Глагол: виды глагола, употребление видовых форм в научном стиле. Залог глагола, возвратные глаголы. Глагольное управление. Переходные/непереходные глаголы.
Причастие: употребление причастия в научном стиле, полные и краткие причастия, причастный оборот.
Деепричастие: деепричастие в научном стиле, деепричастный оборот.
Служебные части речи. Предлоги, сложные предложные обороты.
Союзы: сложные союзы со значением причины, следствия, цели и др.

Синтаксис
Функционально-стилистическое употребление грамматических и лексических единиц в научном тексте.
Выражение различных типов отношений в научном тексте.
Выражение субъектно-предикативных отношений:
- конструкции с собирательными существительными в роли субъекта;
- конструкции с субстантивированным прилагательным, причастием и словосочетанием в роли субъекта, в том числе с местоимением, распространенным придаточным предложением;
- конструкции с глаголами-связками и глагольными сочетаниями в роли связок (при выражении квалификации);
- обобщенно-личные предложения в научном стиле;
- многочленные конструкции именного и глагольного типа (Данный вопрос должен был бы быть освещен полнее.).
Выражение объектных отношений:
- конструкции с объектом действия при переходных и непереходных глаголах и отглагольных существительных, случаи несовпадения глагольного и именного управления (интересоваться проблемой – интерес к проблеме), управления одиночного глагола и глагольно-именного сочетания (поддерживать что – оказать поддержку чему);
- словосочетания с цепочкой существительных в форме родительного падежа (осуществление программы освоения космоса);
- глаголы, присоединяющие несколько объектов (внедрить автоматику в производство);
- конструкции с незакрепленными объектными связями (утверждать на основании фактов, использовать пластмассу вместо металла, выступать в роли оппонента и др.);
- сложное предложение с союзами что и чтобы и соотносительными словами;
- сложное предложение с союзными словами и словосочетаниями в роли союзов (Неясно, на каком основании);
- сложное предложение с союзом ли (Неясно, давно ли произошел).
Выражение определительных отношений:
- конструкции с определением, выраженным словосочетанием (специалист высокой квалификации), предложно-падежным сочетанием;
- конструкции с инфинитивом в роли определения (обладать способностью использовать);
- синонимичность конструкций (принять решение построить – принять решение о строительстве);
- сложное предложение с придаточными определительными, присоединяемыми союзными словами который, где, когда, откуда и др.;
- конструкции с необособленным и обособленным оборотом с прилагательным.
Выражение обстоятельственных отношений:
а) пространственных: сложное предложение с придаточной частью с союзными словами где, куда, откуда и соотносительными наречиями;
б) временных: сложные предложения с составными союзами (в то время как, до того как, прежде чем, после того как, как только, лишь только, до тех пор пока не, с тех пор как);
в) условных:
- конструкции с сочетаниями в зависимости от, независимо от, в случае; синонимичность этих конструкций придаточным (независимо от давления – независимо от того, каким будет давление);
- сложное предложение с союзами если и когда, употребление соотносительных слов в сочетаниях типа если, то; если, следовательно; если…, значит; в том случае, если;
- конструкции с предлогом с и сочетанием по мере в условно-сопоставительном значении; сложное предложение с союзом по мере того как в условно-сопоставительном значении; синонимичность данных конструкции;
- сложное предложение с союзом чем и соотносительным словом тем в условно-сопоставительном значении;
г) причинно-следственных:
- сложное предложение с союзами так как, поскольку, ибо;
- конструкции с предлогами благодаря, из-за, от и сложное предложение с союзами благодаря тому что, из-за того что, оттого что;
- бессоюзное сложное предложение со значением причины и следствия, синонимичность его сложноподчиненным предложениям;
- конструкции с сочетаниями по причине, по случаю, по поводу, за неимением, за отсутствием, за недостатком;
д) целевых:
- конструкции с сочетаниями в целях, с целью, в интересах, в честь, в знак, во имя со значением цели;
- сложное предложение с союзом (для того, с тем) чтобы; синонимичность конструкций типа: использовать…, чтобы – использовать для… - использовать с целью…;
е) уступительных:
- конструкции с сочетаниями несмотря на и сложные предложения со значением уступки с союзами несмотря на то что и хотя; слова на самом деле, в действительности, всё-таки, тем не менее, но, однако в главной части предложения с союзом хотя;
- конструкции с сочетаниями при всем, при всей, при всех (достоинство, недостаток, преимущество и др.) в уступительном значении;
- сложное предложение с союзами между тем как, тогда как, в то время как в значении уступки;
- конструкции с деепричастиями со значениями уступки; их синонимичность сложным предложениям;
ж) образа действия, меры и степени:
- конструкции с существительными методом, способом, путем, посредством и сочетаниями с помощью, при помощи; условия замены данных конструкций творительным падежом без предлога;
- конструкции с существительным в форме дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом под (студент работает под руководством профессора по утвержденном плану) и сочетаниями в соответствии, согласно, на основе;
- сложное предложение с союзами что и чтобы и соотносительными словами (не) так, (не) такой, (не) настолько, (не) до такой степени, (не) достаточно, слишком при выражении образа действия и степени признака.

Средства связи внутри предложения и между предложениям (в сложном синтаксическом целом).
Между однородными членами предложения и частями предложений:
- простое и сложное предложение с союзами и (всё же, все-таки); и…, и…; ни…, ни…;
- простое и сложное предложение с союзами как…, так и; не только…, но и; а между тем, однако;
- простое и сложное предложение с союзом либо…, либо; то…, то;
- сложное предложение с присоединительными словами (и) причем, (и) притом, и это, что тем самым, и этим самым, (и) кроме того, к тому же, тем более что и простое предложение со словами кроме, помимо;
- предложение с союзной связью – пояснением: то есть, или, (а) именно, как-то;
- предложение со словами и словосочетаниями в функции союзов в значении уточнения (например, в частности, особенно, главным образом);
- предложение со словами, словосочетаниями и предложениями, комментирующими высказывание (вводные и вставные конструкции);
- сложное предложение усложненного типа;
- сложное предложение с несколькими придаточными, относящимися к одной главной части (сочинение однородное и неоднородное);
- сложное предложение с несколькими придаточными частями, каждая из которых является придаточной по отношению к предыдущей (последовательное подчинение);
- сложное предложение с несколькими придаточными с соподчинением и последовательным подчинением;
- сложное предложение с придаточной частью, включающей причастный и деепричастный обороты, вводные слова или однородные члены предложения;
- сложное предложение с включением одной из придаточных частей в главную или другую придаточную часть (характерные стечения союзов: что если, что хотя, что когда, так как если, так как чтобы, так как хотя, так как когда);
- сложное синтаксическое целое, в котором отдельные предложения соединены в тексте при помощи;
а) союзов, частиц, вводных и модальных слов (тоже, также, ведь и др.);
б) анафорических местоимений, местоименных наречий и предложно- местоименных сочетаний, выступающих в роли союзов;
в) прилагательных и причастий, указывающих на связь с предыдущим и последующим текстом (вышеупомянутый, указанный, последний, рассматриваемый, анализируемый и др.);
г) полнозначных слов в роли прямых и варьируемых повторов, синонимов и антонимов, компонентов анафорических словосочетаний, компонентов семантических полей (при отсутствии формальных связочных средств);
д) (риторических) вопросов;
е) обобщенно-личных предложений, используемых в качестве средства межфразовых связей /синтаксический параллелизм/ (возьмем; выясним).
Трансформация синтаксических единиц различных видов и уровней, в том числе трансформация текста. Правила трансформации.
Речевые формулы жанра научной дискуссии, защиты дипломной работы.

Содержание практического раздела курса
Обучение чтению направлено на дальнейшее развитие и совершенствование умений:
- изучающего, ознакомительного и просмотрового (просмотрово-ознакомительного, ознакомительно-реферативного) чтения научных текстов;
- смыслового членения и анализа текстов различных объемов;
- извлечения основной и целевой информации по теме;
- подбора основной и целевой информации для обобщения информативного материала;
- техники беглого чтения научных текстов.

Обучение говорению направлено на совершенствование умений:
-продуцировать собственный текст (монолог-воспроизведение, монолог-сообщение) с опорой на текстовые материалы;
- обобщать информативный материал на основе прочитанных/прослушанных текстов;
- продуцировать фрагмент публичного выступления (доклад с включением оценочного элемента);
- ведение подготовленной и неподготовленной дискуссии с заданной коммуникативной установкой;
- отстаивать собственную точку зрения с привлечением дополнительных аргументов;
- опровергать точку зрения собеседника.

Обучение аудированию направлено на совершенствование умений:
- целевого извлечения информации из прослушанных текстов;
- вычленения новой информации при наложении текстов;
- комбинирования информативного материала прослушанных текстов;
- восприятия монологических и диалогических текстов (включая обсуждение и дискуссию) и целевого извлечения информации с непосредственной и отсроченной вербальной реакцией (в рамках потребностей реальной коммуникации).

Обучение письму направлено на совершенствование умений:
- смыслового анализа текста как вопросно-ответного единства (постановка вопроса к предложению, абзацу, фрагменту текста, тексту);
- структурного анализа текста (развертывание суждений в абзац и связь абзацев в тексте);
- смыслового членения текста (составление плана различных видов);
- воспроизведение информативного содержания текста (изложение содержания без перемены формы);
- составление текста по аналогии;
- тематического и проблемного описания текста (изложение содержания текста с переменой формы);
- сжатия текста (свертывание информации текста);
- тезирования (свертывания текста с переменой формы);
- развертывания текста (составление текста на базе дополнительных текстов);
- комбинирования информативного материала (составление реферата по изученному материалу);
- комментирования текстов (составление письменного монологического высказывания с включением оценочной части, критического обзора нескольких источников);
- стилевой информации;
- рецензирование (передача информативного содержания текста-источника с оценкой позиции автора текста);
- самостоятельного письменного высказывания на уровне реальной коммуникации (фрагменты статьи, аннотация, сочинение на проблемную тему с включением рассуждения в оценочной части).

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа проводится в аудитории и вне аудитории.
Самостоятельная работа в аудитории проходит в присутствии преподавателя, планируется, направляется и контролируется им непосредственно.
Задания, предлагаемые для самостоятельной работы вне аудитории, являются средством закрепления пройденного материала и базой для последующей работы в аудитории. Самостоятельная внеаудиторная работа включает в себя:
выполнение письменных домашних заданий в тетради, раздаточных материалов, формируемых преподавателем к занятию в зависимости от конкретных результатов работы студента; чтение текстов в учебных пособиях;
просмотр фильмов и публицистических передач на русском языке.
Детальный план учебного процесса отражает взаимосвязь занятий: практических занятий с преподавателем (аудиторных), без преподавателя (внеурочных, домашних занятий) как дополняющих компонентов единого учебного процесса.

ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль текущей успеваемости осуществляется на каждом занятии в виде проверки домашнего задания, упражнений по проверке пройденного материала.
Рубежный контроль осуществляется в виде ежемесячной аттестации на четвертой, восьмой, двенадцатой, шестнадцатой неделях с начала занятий в семестре.
Студент должен выполнить в полном объеме все запланированные задания (на занятиях, домашние задания, тесты рубежного контроля). В конце семестра увеличивается объем домашнего задания: составление устных тем для устного рассказа, написание сочинений, необходимых для допуска к зачету /экзамену.