МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (устная речь)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость38 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 1368
в том числе:
аудиторные занятия 288
самостоятельная работа 972
контроль 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20,5 19,5 20 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72 72 72 72 72 288 288
Сам. работа 333 333 117 117 261 261 261 261 972 972
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 108 108
Итого 432 432 216 216 360 360 360 360 1368 1368

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (устная речь)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является развитие навыков русской устной речи у студентов-иностранцев: монологическая речь, участие в беседе, составление развернутых высказываний по теме, выступление перед аудиторией и пр. В зависимости от ситуации общения, связанной с определенными видами человеческой деятельности (быт, оформление документов, научная деятельность, профессиональная деятельность, искусство), у студентов должны быть сформированы различные коммуникативные навыки.
Студенты знакомятся с кругом лексических тем социального, гуманитарного и общекультурного характера. Текст является основой для дальнейшего диалога, студенты учатся выражать свое мнение, грамотно оформлять свою точку зрения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений
ОК-12: способностью к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ОПК-5: владением основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста
ОПК-8: владением особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения
ОПК-15: способностью выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту
ОПК-19: владением навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знать языковой материал, предусмотренный данной программой
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь пользоваться в речевой практике теоретическими знаниями о системе русского языка (синтаксис, грамматика);
- уметь использовать разноуровневые языковые средства в конкретных ситуациях речевого общения, «разговорные» слова и выражения;
- быть способен формулировать мысли на русском языке в процессе общения на различные темы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навык адекватного употребления в речи многозначных слов и слов в переносном значении;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Биография человека.Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 6
1.2. Моя семья. Мои увлечения. Лабораторные 1 8 Л2.1
1.3. Сам. работа 1 53 Л1.2
1.4. Сочинение по теме «Моя семья». Лабораторные 1 4 Л2.1
1.5. Сам. работа 1 20
1.6. Биография известного человека. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 8 Л2.1
Раздел 2. Раздел 2
2.1. Система образования. Система образования в современной России. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 12 Л2.1
2.2. Сам. работа 1 60 Л2.1, Л1.2
2.3. Контрольная работа. Лабораторные 1 4 Л2.1
2.4. Учеба в школе, в университете. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 8
2.5. Сам. работа 1 50 Л2.1, Л1.2
2.6. Написание сочинения по теме «Моя школа». Лабораторные 1 4
2.7. Сам. работа 1 50 Л2.1
2.8. Наука как вид деятельности. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 8
2.9. Сам. работа 1 50
2.10. Контрольная работа. Лабораторные 1 2 Л1.1
Раздел 3. Раздел 3
3.1. Мой город. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 8 Л2.1
3.2. Сам. работа 1 50 Л1.2
3.3. Экзамен 1 27 ОК-4, ОК-12, ОПК-5, ОПК-8, ОПК-19 Л1.1, Л1.2
3.4. Экскурсия по городу. Достопримечательности. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 10 Л2.1, Л2.4
3.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 46 Л2.2
3.6. Профессии человека. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 18
3.7. Подготовка к сочинению Сам. работа 2 10
3.8. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 17 Л1.2, Л2.2
3.9. Написание сочинения по теме «Мой город». Лабораторные 2 8
3.10. Жизнь в городе. Театры. Музеи. Почта. Городской транспорт. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 8
Раздел 4. Раздел 4
4.1. Москва – столица России. Я приехал в Россию. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 8 Л2.4
4.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 20 Л1.2
4.3. Обычаи и традиции в России. Вежливость и культура общения. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 8 Л2.1, Л2.4
4.4. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 2 8
4.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.4
4.6. Контрольная работа. Лабораторные 2 4
4.7. Подготовка к экзамену Лабораторные 2 8 Л1.1, Л2.1
4.8. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Экзамен 2 27 ОК-4, ОК-12, ОПК-5, ОПК-8, ОПК-19 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5
5.1. Рассказ о себе. Повторение пройденного материала и изученной лексики. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 8 Л2.1
5.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 50 Л2.2
5.3. Где мы живем? Гостиница и общежитие. Дом и квартира. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 8 Л2.1
5.4. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 50 Л2.2
5.5. Магазин. Что где можно купить? В продовольственном магазине. В промтоварном магазине. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 8
5.6. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 40 Л2.2
Раздел 6. Раздел 6
6.1. Питание. Завтрак, обед, ужин. В ресторане. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 8
6.2. Досуг. Рассказ о своих увлечениях. Спорт. Ваш любимый вид искусства. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 8 Л2.1
6.3. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 36 Л2.2
6.4. Подготовка к сочинению Сам. работа 3 22 Л2.2
6.5. Сочинение «Мои увлечения» Лабораторные 3 6
Раздел 7. Раздел 7
7.1. Путешествие. Выбор маршрута. Поездка на поезде. Полет на самолете. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 8 Л2.1
7.2. Вопрос-ответ. Вопрос. Обороты, заменяющие обращение. Вопрос-предположение. Просьба к собеседнику. Проверка правильности собственного предположения. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 6 Л2.3
7.3. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 26 Л2.2
7.4. Средства и способы выражения времени: конструкции с предлогами. ЗА, ДО, ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ. Наречия ПОЗЖЕ, РАНЬШЕ. Правильное употребление в речи. Исправление предложений. Дополнение предложений. Восприятие информации на слух. Устные ответы на вопросы. Лабораторные 3 8
7.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 17
7.6. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 20
7.7. Изложение Лабораторные 3 4
7.8. Экзамен 3 27 ОК-4, ОК-12, ОПК-5, ОПК-8, ОПК-19
Раздел 8. Раздел 8
8.1. Вопрос-ответ. Некоторые способы ответа на общий вопрос. Утвердительный ответ. Отрицательный ответ. Указание на отсутствие информации, необходимой для ответа на вопрос. «Уклончивый» ответ (в котором говорящий преднамеренно не дает конкретной информации). Отказ дать ответ. Лабораторные 4 8 Л2.3
8.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 22 Л2.3
8.3. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 22 Л2.3
8.4. Контрольная работа. Лабораторные 4 4
8.5. Вопрос-ответ. Выяснение мнения о ком-либо / о чем-либо и ответ на такой вопрос. Вопрос об оценке ситуации. Указание на принадлежность высказываемого мнения. Выяснение согласия собеседника с вашим мнением. Выяснение вкусов и впечатлений. Вопрос о впечатлении. ответ на вопрос о впечатлении. Вопрос о вкусах человека, его отношении к предмету разговора. Ответ на такой вопрос. Лабораторные 4 12 Л2.3
8.6. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 22
8.7. Сообщение и реакция на сообщение. Установление контакта с собеседником (обороты, заменяющие обращение). непосредственная реакция на сообщение. Побуждение к продолжению разговора, к более подробному изложению информации. Просьба уточнить, пояснить сказанное. Привлечение особого внимания, возбуждение интереса к сообщаемому факту. Введение «попутного» замечания, «переключение» на другую тему, возвращение к прежней теме беседы. включение в диалог «вывода» из сказанного или из наблюдения тех фактов, о которых идет речь. Выражение согласия/несогласия с высказанным мнением. Выражение недоверия к сказанному. Лабораторные 4 6 Л2.3
8.8. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 22
Раздел 9. Раздел 9
9.1. Реклама на улицах города. Реклама в газете. Новая лексика. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 4 12 Л2.3
9.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 21
9.3. Изложение Лабораторные 4 4
9.4. Оценка ситуации. Указание на необычность, удивительность факта. характеристика ситуации как самой обычной, не отличающейся ничем особенным. выражение уверенности, что в данной ситуации иначе и не может/не могло быть. Подчеркнутое указание на очевидность факта. Указание на то, что у говорящего было другое представление о названном факте, что ему трудно поверить в реальность такого факта. Указание на то, что называемый факт только недавно или сейчас стал известен говорящему. Указание на то, правильно или неправильно собеседник представляет себе ситуацию. Оценка передаваемой информации в плане ее очевидности, достоверности, объективности. Ссылка на известность информации. Выяснение достоверности какой-либо информации. Указание на степень уверенности в том, что сведения соответствуют действительности. Лабораторные 4 6 Л2.3
9.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 22
9.6. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 22
9.7. Контрольная работа Лабораторные 4 4
Раздел 10. Раздел 10
10.1. Побуждение к действию и ответ на него. Просьба и ответ на нее. Предложение что-либо сделать и ответ на него. Совет и ответ на него. Лабораторные 4 6 Л2.3
10.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 20
10.3. Присоединение к сказанному дополнительной информации о чем-либо аналогичном. Указание на сходство событий, на совпадение, подобие их особенностей. Союзы тоже и и. Выбор союза. Позиция союза в предложении. Союз также. Значение союза. Позиция союза в предложении. Присоединение к сообщению дополнительной информации, о которой только что шла речь. Лабораторные 4 4 Л2.3
10.4. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 20
10.5. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 22
10.6. Контрольная работа Лабораторные 4 2
10.7. Подготовка к экзамену Лабораторные 4 4
10.8. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 20
10.9. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 26 Л1.1, Л2.3
10.10. Экзамен 4 27 ОК-4, ОК-12, ОПК-5, ОПК-8, ОПК-19 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Список устных тем для подготовки к экзамену (6 семестр):

1. Устный рассказ по теме: Устный рассказ по теме: Мой родной город
2. Устный рассказ по теме: Выдающийся деятель культуры России. Его роль в истории страны, развитии культуры
3. Устный рассказ по теме: Мои интересы и увлечения
4. Устный рассказ по теме: Изучение иностранных языков, их роль и значение в жизни человека
5. Устный рассказ по теме: Чтение: мои любимые книги
6. Устный рассказ по теме: Достопримечательности Китая
7. Устный рассказ по теме: Наши национальные и религиозные праздники
8. Устный рассказ по теме: Учеба в Китае: школа и университет
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рабочая программа дисциплины обеспечена ФОС по дисциплине (в Приложении).
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена ФОС по дисциплине (в Приложении).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Константинова Л. А. Грамматика русского языка: учебное пособие для студентов-иностранцев : учебное пособие М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012., 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57960
Л1.2 Аннушкин В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 http://e.lanbook.com/book/91627
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.] : учебник СПб.: Златоуст. Т. 1., 2009
Л2.2 Одинцова И.В. Он и Она. Книга по развитию навыков чтения и устной речи: М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012
Л2.3 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/84332
Л2.4 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.]: учебник СПб.: Златоуст. Т. 2., 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русская национальная кухня http://goldmuseum.ru/narody-rossii/russkie/kuhnya-rus/
Э2 Русская народная музыка. http://goldmuseum.ru/narody-rossii/russkie/muzika-rus/
Э3 Виртуальный музей «Каждый народ - золотой фонд России» http://goldmuseum.ru/narody-rossii/russkie/tradicii-rus/
Э4 Традиции России. http://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm
Э5 Интересные факты о Москве. http://takearest.ru/moscow-facts
Э6 10 лучших музеев России по версии миллионов пользователей интернета. http://www.like-a.ru/?p=5057#
Э7 Самые известные театры в России. http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-izvestnyie-teatryi-v-rossii.html
Э8 12 самых необычных школ России http://mel.fm/vybor_shkoly/4572918-unusual_schools
Э9 Биографии знаменитых людей. http://biography-peoples.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Всего: в течение каждого семестра 4-5 контрольных работ и 3-4 сочинения.
В конце каждого семестра: итоговый контроль.
Письменно: контрольная работа по лексике и грамматике (на основе текста определенной тематики).
Устно: составление диалога по заданной тематике с использованием изученных средств коммуникации, умение поддержать диалог с экзаменатором.