Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Русский язык в современном мире являются: • характеристика современной языковой ситуации в мире, основных факторов и тенденций ее развития на рубеже ХХ-ХХI столетий; • характеристика современного русского языка с точки зрения его статуса в современном мире; • задача курса: всестороннее рассмотрение русского языка в современном мире как феномена главной национальной идеи России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ОПК-9 | готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения |
ПК-18 | владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | получить знания о современной языковой ситуации в мире, основных факторах и тенденциях ее развития на рубеже ХХ-ХХI столетий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | уметь определить место русского языка в системе ценностей культуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть методикой социолингвистического исследования русского языка как языка международного общения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Русский язык – главная «национальная идея» | ||||||
1.1. | Место России в современном мире. «Мягкая сила» во внешней политике России. | Лекции | 7 | 22 | ОПК-9 | |
1.2. | Реферирование | Сам. работа | 7 | 20 | Л1.1 | |
Раздел 2. Лингвистическая карта мира и место русского языка | ||||||
2.1. | Русский язык как язык межнационального общения СССР. Этносы и языки стран бывшего СССР. Западная этнокультурная зона. Страны Балтии: языковой барьер. | Практические | 7 | 16 | ОПК-9, ПК-18 | |
2.2. | Русскоязычная Украина: возможности и проблемы консолидации. Восточная этнокультурная зона. Монголия: как остановить англоязычное влияние. Китай: методология преподавания русского языка: форма и содержание. | Сам. работа | 7 | 25 | ||
Раздел 3. Перспективы функционирования русского языка в мировом пространстве | ||||||
3.1. | Формирование Русского мира: смыслы и ценности. Старый Русский мир; Новый Русский мир. | Практические | 7 | 14 | ОПК-9, ПК-18 | |
3.2. | Российское культурное пространство. Русский язык и соотечественники за рубежом. | Сам. работа | 7 | 20 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Токарева Н.Д. | Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие | "Феникс+", 2004 | ЭБС «Университетская библиотека online» |
Л1.2 | Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок | Страноведение: учеб. пособие | Калининград: Изд-во РГУ, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ошорова А.Л. | Страноведение России : учебное пособие | Москва, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал «Русский язык за рубежом». Рубрика «Соотечественники за рубежом» Русский язык и соотечественники за рубежом. | www.russianedu.ru | ||
Э2 | Фонд Русский мир. Русский язык в Китае. | www.russkiymir.ru | ||
Э3 | Русский язык в Монголии. | ru.mapryal.org | ||
Э4 | Аналитическое обозрение. Русский вопрос на Украине и проблема украинской диаспоры в России. | www.pravoslavie.ru | ||
Э5 | Население и общество. Нужно ли образование на русском языке? | demoscope.ru | ||
Э6 | Население и общество. Русский язык на постсоветских пространствах | demoscope.ru | ||
Э7 | Языки стран СНГ и Балтии. | nowitex.ru | ||
Э8 | Языкознание. Место русского языка среди других языков мира. | genling.ru | ||
Э9 | Языкознание. Русский язык как язык межнационального общения СССР. | genling.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Дисциплина заканчивается экзаменом, который проводится в письменной форме. В течение семестра студенты выполняют письменные задания и пишут реферат. Реферат необходимо сдать до экзамена, чтобы быть допущенным к прохождению аттестации по курсу. Оценка письменного ответа на экзамене: 1. Полнота и правильность ответа 2. Степень осознанности и понимания изученного материала 3. Языковое оформление ответа Шкала оценивания - Показатели 5 («отлично»)- Материал изложен полно, даны правильные определения основных понятий; Обнаружено понимание материала, студент обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит примеры не только из учебника, но и самостоятельно сформулированные; Материал изложен последовательно и грамотно с точки зрения норм литературного языка 4 («хорошо»)- Ответ удовлетворяет тем же требованиям, что и для отметки 5 («отлично»), но студент допускает 1-2 ошибки, которые способен исправить, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого материала 3 («удовлетворительно»)- Студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1. материал изложен неполно, допущены неточности в определении понятий или в формулировках правил; 2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и приводить примеры; 3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении ответа 2 («неудовлетворительно»)- Студент обнаруживает незнание большей части ответа соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, непоследовательно и неуверенно излагает материал |