МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык во внешней политике России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык во внешней политике России

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата) от 07.08.2014 №940

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Русский язык во внешней политике России являются:
- рассмотрение методологических особенностей русского языка как лингвоментальной базы идеи «мягкой силы» во внешней политике, освещение направлений и тенденций ее развития;
- данный курс углубляет общефилологическую, историко-научную и методологическую подготовку магистрантов;
- задачи курса: создание у студентов целостного представления о значимости русского языка и возможностях его «лингвоментального» места во внешней политике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.углубить общефилологическую, историко-научную и методологическую подготовку магистрантов
3.2.Уметь:
3.2.1.иметь способность использовать представление о русском языке как элементе внешнеполитической «мягкой силы» в филологических исследованиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть целостным представлением о значимости русского языка и возможностях его «лингвоментального» места во внешней политике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Полилингвизм во внешней политике России
1.1. Язык – сознание – культура. Исторические начала русской языковой жизни на пороге нового тысячелетия. Лекции 1 6 Л2.3, Л2.1
1.2. Язык – сознание – культура. Исторические начала русской языковой жизни на пороге нового тысячелетия. Практические 1 10 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Актуальные проблемы изучения национального менталитета русских, формирования и расширения языкового сознания и их влияния на коммуникативное поведение. Сам. работа 1 16 Л2.3, Л1.1
1.4. Язык как стратегический ресурс российского общества в претворении будущего. Сам. работа 1 20 ОПК-2, ПК-1
Раздел 2. Приемы смягчения культурного шока и формирования этнической толерантности
2.1. Концептуальные образы русского мира в контексте глобализационных процессов современной действительности. Практические 1 12 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Национальные стереотипы: «Россия», «Русский», «Национальный», «Родина», «Русский мир», «Отечество», «Соотечественник». Сам. работа 1 16 Л2.3, Л2.2
2.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 17
2.4. Индивидуальные домашние задания Сам. работа 1 20 ОПК-2, ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Дмитриева Л.М., Гончаров Ю.М., Русский язык в межрегиональном культурном пространстве: упражнения, тексты, комментарии. Учебное пособие для вузов и школ Западной Монголии: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Будаев Э.В. Метафора в политической коммуникации: Москва: "Флинта", // ЭБС «Лань» 2018, 2012 e.lanbook.com
Л2.2 Мухаметов Р. С. Мухаметов Р. С. Внешняя политика России в ближнем зарубежье : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/784758B1-11C2-4F66-99E1-877CB2296D36.
Л2.3 Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций: курс лекций Москва, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Роль русского языка в мире mirznanii.com
Э2 Место русского языка в современном мире mlis.ru
Э3 Русский век. Портал для русских соотечественников www.ruvek.info
Э4 Соотечественники России www.russedina.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Экзамен по дисциплине проводится в устной форме; студенты готовятся по списку вопросов по курсу. К экзамену студентам необходимо подготовить реферат и презентацию по выбранной теме.