МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7
диф. зачеты: 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18,5 19,5 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 24 24 16 16 16 16 56 56
Сам. работа 12 12 56 56 20 20 88 88
Итого 36 36 72 72 36 36 144 144

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.;к.филол.наук, доцент, Краева В.Ю.;к.филол.наук, доцент, Титова М.В.;к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.;к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.;к.филол.наук, Доцент, Позднякова Е.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Спецсеминар» является подготовка студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности в переводческо-педагогической сфере, освоение методов и процедур научно-исследовательской деятельности, организация и самоорганизация самостоятельной работы студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-15 способностью выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту
ОПК-16 владением стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования
ПК-18 владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины и понятия лингвистики, синтаксические и лексические особенности научного стиля, терминологический аппарат, характерный для лингвистических исследований в области контрастивной (сопоставительной) лингвистики;
Научная цель – выявить и обосновать определенные закономерности формирования, функционирования и динамики языковой и речевой систем в сопоставительном аспекте.
Исследовательская цель – выявить несущие конструкты языковой системы на онтологическом и ментальном уровне.
Знакомство с научной литературой, посвященной актуальным проблемам лингвистики.
Обобщение и углубление знаний студентов по тематикие спецсеминара.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий, подготовить письменную работу с учетом основных требований к выпускной квалификационной работе бакалавра.
Развитие практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, в частности, умения выделять в рекомендованной литературе то, что имеет наибольшую значимость для их собственных исследований; овладение методами и методикой лингвистического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.написания текста в научном стиле: лексика, грамматика, синтаксис; оформления необходимых составляющих частей выпускной квалификационной работы: Введение, Заключение, Выводы по главам, Библиографический список.
Формирование активного научного представления о функциональном положении объекта исследования и своеобразии языковой системы русского и китайского языков как совокупности пересекающихся и взаимодействующих культур.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Практические занятия. Работа с научными руководителями.
1.1. Изучение нормативных и методических материалов.Методы современных языковых исследований. Практические 6 24 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Методы современных языковых исследований
2.1. Изучение литературных источников. Реферирование предлагаемой литературы Сам. работа 6 12 ОПК-15, ОПК-16 Л1.3
Раздел 3. Практические занятия. Работа с научными руководителями
3.1. Сбор практического материала, экспериментальных и статистических данных. Написание и обсуждению докладов студентов по выбранной теме. Практические 7 16 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Самостоятельная работа студентов
4.1. Сам. работа 7 56 ОПК-15, ОПК-16 Л1.3
Раздел 5. Практические занятия. Работа с научными руководителями
5.1. Практические 8 16 Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Самостоятельная работа студентов
6.1. Обобщение, сопряжение теории и практики, выводы по результатам исследования. Написание теоретической части работы Сам. работа 8 20 ОПК-15, ОПК-16 Л2.4, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
Л1.3 Дмитриева Л.М., Злобина Ю.И., Сорокина М.О. Подготовка выпускной квалификационной работы бакалавра, магистра, курсовой работы и реферата (направления подготовки: 45.03.02 Лингвистика, профиль «Русский язык как иностранный»; 45.04.01 Филология, профиль «Язык в поликультурном пространстве») : методические рекомендации: учебно-методическое пособие Алтайский государственный университет. – Барнаул: АлтГУ, 2020 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Тхорик В.И., Фанян Н.Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов М.: ГИС, 2006
Л2.3 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие Изд-во «Дашков и К» // ЭБС «Лань», 2017., 2019 biblioclub.ru
Л2.4 Марьянович А. Князькин И. Диссертация: инструкция по подготовке и защите: М. - СПб: АСТ, Астрель СПб // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Требования к дипломной работе 2017 по ГОСТу ru.solverbook.com
Э2 Требования к ВКР бакалавра studfiles.net
Э3 Образец оформления дипломной работы по ГОСТу furtum.ru
Э4 Как оформить дипломную работу по ГОСТу 2017 onlinehelpstud.ru
Э5 Антиплагиат онлайн anexp.ru
Э6 Антиплагиат онлайн content-watch.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Итоговая аттестация по дисциплине заключается в написании ВКР бакалавра по выбранной теме и ее защита.
Структура выпускной квалификационной работы бакалавра и требования к ее содержанию:
Структура ВКР
Традиционно выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей: Титульный лист, Содержание, Введение, Основная часть (теоретическая глава и практическая глава или главы), Заключение и Библиографический список. Иногда работа дополняется Приложением.
Титульный лист является первым листом работы, на котором необходимо указать название, имя автора, имя научного руководителя, год и место издания и пр. Титульный лист оформляется по образцу, принятому в данном высшем учебном заведении (АлтГУ).
Вслед за титульным листом идет содержание (оглавление), которое включает наименования всех разделов (глав и параграфов) выпускной квалификационной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается каждая глава и параграф, в том числе введение, заключение, список литературы и приложения (если они есть).
Требования к содержанию ВКР
Выпускная квалификационная работа выявляет не только уровень подготовленности выпускника, но и проверяет навыки грамотного оформления полученных результатов и умение представить их в виде доклада.
Цели написания выпускной работы бакалавра по направлению 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Русский язык как иностранный»:
• знакомство студентов с основами научной работы и научным стилем русского языка;
• систематизация и расширение теоретических и практических знаний по специальности (лингвистика), применение этих знаний при решении конкретных задач;
• развитие навыков проведения самостоятельной исследовательской работы;
• использование различных методов исследования при решении разрабатываемых в работе проблем;
• развитие навыка грамотного оформления научного текста, доклада, презентации на русском языке;
• формирование навыка выступления на русском языке: грамотная устная речь, способность отвечать на поставленные вопросы, способность объяснить свою точку зрения, используя лингвистические термины и понятия.

Главные требования к выпускной квалификационной работе бакалавра:
- объем выпускной квалификационной работы бакалавра – от 45 – до 60 стр.;
- доля оригинальности текста – не менее 65%;
- объем библиографического списка – не менее 25 источников.
Введение
Введение – важная часть выпускной работы бакалавра. Введение должно составлять примерно 10% от общего объема работы.
Оно в обязательном порядке должно содержать следующие структурные элементы:
1. цель исследования;
2. задачи исследования;
3. актуальность и научная новизна работы;
4. объект исследования;
5. предмет исследования;
6. материал исследования;
7. методика исследования - методы, используемые в работе;
8. по возможности: теоретическая и практическая значимость исследования (область применения), перспективы исследования.

Основная часть ВКР
Основная часть выпускной квалификационной работы по объему является самой большой и традиционно разделяется на 2 – 3 главы.
Первая глава – обязательно теоретическая, она содержит систематизированное изложение теоретического материала (статьи, монографии, электронные источники), прочитанного студентом в процессе подготовки выпускной работы. Первая глава в основном имеет реферативный характер, т.е. сжато представляет всю необходимую информацию по исследуемой проблеме.
В первой главе обычно указываются работы других авторов, посвященные данной проблематике; определяются основные термины и понятия; описываются методы исследования и др.
Вторая глава представляет собой практическую часть исследования, иными словами, в ней автор описывает то, каким образом он решал поставленные задачи (ход исследования), и какие выводы были сделаны в результате исследования.
Во второй главе обычно подробно представляют и описывают собранный практический материал (например, какие-либо слова или словосочетания), разделяют его на группы, структурируют собранный материал в виде таблиц или отдельных групп и подробно описывают, какие выводы можно сделать, исходя из полученных в процессе анализа данных.
Глава (или главы) разбиваются на отдельные разделы/параграфы для удобства изложения. Каждый раздел/параграф может иметь в конце краткие выводы, обобщающие результаты исследования.
На последней странице как первой, так и второй главы желательно представить небольшой раздел «Выводы по главе», чтобы подвести итоги и сформулировать наиболее важные положения, на которые опирается автор выпускной работы в своем исследовании.
Заключение
Заключение выпускной квалификационной работы является ее важнейшей частью. В нем необходимо кратко и логично изложить те выводы, которые были сделаны в ходе исследования. Объем заключения обычно 1-2 страницы.
Необходимо помнить, что выводы в заключении обязательно должны соответствовать указанным во введении цели и задачам исследования. Если выводы, указанные в заключении, не соотносятся с целью или задачами, это может стать большим минусом выпускной работы.
Также недостатком является использование обширных цитат из других источников, а также выводы, заимствованные у других авторов. По сути, заключение – это авторская часть выпускной работы, в ней должны быть представлены оригинальные (собственные) мысли и идеи.
После Заключения в работе следует Библиографический список или Список источников и литературы.