МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Страноведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Титова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Страноведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство иностранных студентов с политическими, культурными, климатическими, природными и этническими особенностями страны, язык которой они изучают

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
ПК-18 владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.географические и климатические условия страны; политическое устройство и историю его формирования; систему формирования образования в России; культурные особенности и традиции русского народа.
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать представление о изучаемой стране; представлять на русском языке изложенный материал; отвечать на поставленные вопросы по предложенным темам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представления изученного материала в собственной интерпрtтации с использованием речевых форм и оборотов русского языка; формулирования диалоговых форм по проблемам изучаемых в курсе страноведение.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Вводный раздел Страноведение как научная дисциплина
1.1. Страноведение, как научная дисциплина Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-16
1.2. Страноведение, как научная дисциплина Сам. работа 5 4 ПК-16
Раздел 2. Раздел 2. География и климат России
2.1. География России Лекции 5 2 ПК-16
2.2. География России Практические 5 2 ПК-16
2.3. География России Сам. работа 5 4 ПК-16
2.4. Климат и курорты России Практические 5 4 ПК-16, ПК-18
2.5. Климат и курорты России Сам. работа 5 6 ПК-16, ПК-18
Раздел 3. Раздел 3. История России
3.1. История формирования русского государства Лекции 5 2 ПК-16, ПК-18
3.2. История формирования русского государства Практические 5 2 ПК-16, ПК-18
3.3. История формирования русского государства Сам. работа 5 4 ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Социально-политическое устройство России
4.1. Полтическое устройство РФ Практические 5 2 ПК-16, ПК-18
4.2. Полтическое устройство РФ Сам. работа 5 7 ПК-16, ПК-18
4.3. Символы России Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-16, ПК-18 Л2.1
4.4. Символы России Практические 5 2 ПК-16, ПК-18
4.5. Символы России Сам. работа 5 6 ПК-16, ПК-18
4.6. Система образования РФ Практические 5 4 ПК-16, ПК-18
4.7. Система образования РФ Сам. работа 5 6 ПК-16, ПК-18
Раздел 5. Раздел 5. Праздники и традиции
5.1. Культура и быт русского народа Лекции 5 2 ПК-18 Л2.1
5.2. Праздники русского народа Практические 5 2 ПК-18 Л2.1
5.3. Праздники русского народа Сам. работа 5 6 ПК-18
5.4. Традиции русского народа Практические 5 4 ПК-18 Л2.1
5.5. Традиции русского народа Сам. работа 5 6 ПК-18
5.6. Экзамен 5 27 ОПК-4, ПК-16, ПК-18

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС находится в Приложениях

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок Страноведение: учеб. пособие Калининград: Изд-во РГУ, 2009
Л1.2 Д. С. Ушаков Страноведение: учеб. пособие М.: МарТ, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виртуальный музей «Каждый народ - золотой фонд России» goldmuseum.ru
Э2 Русская народная музыка. goldmuseum.ru
Э3 Русская национальная кухня goldmuseum.ru
Э4 Самые известные народные промыслы в России www.uznayvse.ru
Э5 Традиционные промыслы России rus-promisel.ru
Э6 Главные русские народные суеверия russian7.ru
Э7 Суеверия. Приметы. Даль В.И. Пословицы русского народа hobbitaniya.ru
Э8 Русские народные сказки hobbitaniya.ru
Э9 Мифология древних славян godsbay.ru
Э10 Месяцеслов www.slavianka.com
Э11 Русские имена: значение и происхождение kurufin.ru
Э12 Титова М.В. курс "Лингвострановедение" на платформе Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам по изучению дисциплины
Режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса и практических занятий по «Страноведению», а также по практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. предполагает еженедельную проверку навыков лингвистических методов анализа документов. Овладение навыками беглого чтения древних почерков целесообразно проводить методом погружения в текст, т.е. одновременным многократным чтением вслух. При этом необходимо проводить сравнительный анализ повторяемости написания отдельных знаков и букв.
Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует применять теоретические знания на практике.
Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым предусмотрены аудиторные занятия, вместе с тем требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.