МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тестовый контроль по РКИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 156
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 156 156 156 156
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Тестовый контроль по РКИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Заложить у студентов основы знаний и умений в области контроля и лингводидактического
тестирования в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения.
Задачи курса:
- познакомить студентов с целями и задачами курса, а также с историей и основными
этапами тестирования и тестологии;
- сформировать у них представление о контроле как форме проверки достигнутого
уровня владения языком;
- заложить основы практического создания типовых тестовых материалов по РКИ,
аналогичные системным;
- привить навыки самостоятельной работы с научной, методической и учебной
литературой по РКИ и тестологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-13 способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1) систему понятий по курсу "Тестовый контроль по РКИ"
2) требования к тесту и стандарту;
3) структуру теста;
4) критерии отбора содержания теста
3.2.Уметь:
3.2.1.1) пользоваться необходимой литературой по лингводидактическому тестированию в
соответствии со своими профессиональными задачами;
2) определять тип теста по имеющимся классификациям;
3) применять полученные знания в реальной педагогической практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1) основными приемами проведения тестовой и оценочной деятельности;
2) навыками работы с научно-методической литературой;
3) навыками работы с учебной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи и функции контроля и учета результатов обучения в преподавании РКИ
1.1. Лекции 2 4 Л1.2
1.2. Практические 2 6 ОПК-13 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Место тестирования в преподавании РКИ
2.1. Лекции 2 6 Л1.2
2.2. Практические 2 6 ОПК-13, ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Тесты как средство измерения учебных достижений и реальных возможностей иностранцев, изучающих русский язык
3.1. Лекции 2 4 Л1.2
3.2. Практические 2 6 ОПК-13 Л1.1
Раздел 4. Виды тестовых заданий
4.1. Лекции 2 4
4.2. Практические 2 6 Л1.1
Раздел 5. Составление тестов по лексике и грамматике
5.1. Лекции 2 4
5.2. Практические 2 8 ОПК-13, ПК-16 Л1.1
Раздел 6. Составление тестов по чтению и аудированию
6.1. Лекции 2 6
6.2. Сам. работа 2 156 ОПК-13, ПК-16 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как: М.: Рус. яз. Курсы, 2006
Л1.2 Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс "Русский язык как иностранный": УМК Москва, 2008 web-local.rudn.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Типовые тесты по русскому языку как иностранному. ТРКИ-1: тесты , http://gct.msu.ru/docs/B1_test.pdf, свободный доступ
Л2.2 Сахретдинова А.Х., Глухова Н.В., Матюшкова А.И., Космачева О.Ю. Сборник тестов по русскому языку как иностранному: сборник Астрахань: Изд-во ГБОУ ВПО АГМА, 2012 http://astgmu.ru/wp-content/uploads/2016/05/sbornik_testov_po_RKI.pdf, свободный доступ
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.Виноградова. www.slovari.ru
Э2 Культура письменной речи www.gramma.ru
Э3 Национальный корпус русского языка. ruscorpora.ru
Э4 Юй Тичжуан Основы лингводидактического тестирования по рки с помощью компьютерных технологий (в условиях китайского языкового вуза) disus.ru
Э5 Барышникова Е.Н., Ельникова С.И. Методика проведения тестирования и оценивания результатов тестирования в рамках единой государственной системы doc4web.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На семинарских занятиях используются следующие виды работ:
- анализ существующих в методике преподавания РКИ видов лингводидактических тестов;
- реферирование источников (электронные ресурсы);
- обсуждение основных приемов методики тестирования ТРКИ в соответствии с заданным уровнем и профилем обучения;
- разработка собственных тестов;
- подбор материала для создания заданий тестового типа с учетом этапа и профиля обучения.
Дальнейшее формирование профессиональной компетенции проходят в рамках педагогической практики, предусмотренной программой специализации.
Зачет проводится в письменной форме: разработка собственных тестовых заданий на выбранную тему.