МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Филология в системе современных гуманитарных наук

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 4 4 12 12
Практические 26 26 16 16 42 42
Сам. работа 74 74 61 61 135 135
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Титова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Филология в системе современных гуманитарных наук

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - ознакомление с историей возникновения и основными этапами развития филологии, со структурой филологического знания, с методологией филологического исследования, с целями, задачами и направлениями филологического образования, в расширении культурного и профессионального кругозора, в формировании языковой личности филолога.
Дисциплина решает следующие задачи:
 определение основных понятий курса; взаимодействия филологического знания с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами;
 становления антропоцентрического направления в изучении языка; расширения сферы интересов лингвистики и появления новых областей знания (лингвокультурологии, социолингвистики, теории языковой личности, когнитивной лингвистики, гендерной лингвистики, юрислингвистики и др.);
 осмысление связи/взаимодействия разных лингвистических направлений и школ в современной научной парадигме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-3 способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; общие принципы построения филологической теории;
– основные задачи филологической науки; основные направления современной филологии;
3.2.Уметь:
3.2.1.– обобщать результаты научного познания и использовать их как средство приращения нового знания;
– провести эксперимент и интроспекцию как эмпирическую основу в области филологии; правильно формулировать цели и задачи исследования, концепцию научного поиска и нулевую гипотезу;
– использовать наиболее эффективные методы и приёмы исследования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками общенаучной методологии и научно-теоретического аппарата филологической науки, приёмов и принципов профессиональной деятельности;
- культурой системного мышления, инновационно-познавательной, инициативной, самостоятельной творческой деятельности;
- навыками организации высокого научно-теоретического и методического уровня преподавания филологических дисциплин в вузе;
- навыками обновления знаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Осмысление основные понятий науки о языке
1.1. Осмысление основные понятий науки о языке Лекции 1 4
1.2. Филология: объект, цели, методы исследований; различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке. Лингвистика и литературоведение как отделы филологии; их подход к тексту (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Ф. де Соссюр) Практические 1 12 Л1.1
1.3. Сам. работа 1 16
1.4. Сам. работа 1 16
Раздел 2. Тема 2. История филологии
2.1. История филологии Лекции 1 4
2.2. 1) научные традиции древности (античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология); 2) филология средних веков; 3) филология Х1Х века; 4) филология ХХ века. Практические 1 14 Л1.2, Л1.1
2.3. Основные принципы гуманитарных исследований Сам. работа 1 16 Л1.2
2.4. Принципы лингвистических исследований конца ХХ – начала ХХI веков: целостность и системность; диалогичность; контрастивность; рационализм. Сам. работа 1 12 Л2.2
2.5. Сам. работа 1 14
Раздел 3. Тема 3. Филология и смежные дисциплины
3.1. Основные принципы гуманитарных исследований Лекции 2 2 Л2.1
3.2. 1) лингвистика и психология; 2) лингвистика и социология; 3) психолингвистика; 4) юри-слингвиститка; 5) лингвистика и информатика (компьютерные технологии в лингвистиче-ских исследованиях); 6) лингвистика и литературоведение; 7) лингвистика и культурология (лингвокультурология). Практические 2 8 Л1.1
3.3. Сам. работа 2 17 Л1.2
3.4. Сам. работа 2 14
Раздел 4. Тема 4. "Полипарадигматизм" современной лингвистики
4.1. 1) когнитивная лингвистика, 2) интерпретационное направление, 3) коммуникативно-прагматическое направление, 4) социолингвистика, 4) лексикография: создание словарей активного типа, 5) теория языковой личности, 6) гендерная лингвистика и др. Лекции 2 2
4.2. Структурно-системное изучение языка как основа для развития других научных направлений; объект, предмет, цели и методы структурной лингвистики.Осмысляется принцип целостности знания в парадигме лингвистических исследований. Практические 2 8 Л1.2, Л1.1
4.3. Лексикографические и текстовые корпусы; новые типы словарей. Сам. работа 2 10
4.4. Сам. работа 2 10
4.5. Сам. работа 2 10
4.6. Экзамен 2 27 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2016 e.lanbook.com
Л1.2 О. Н. Турышева Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. пособие М.: ФЛИНТА, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукин О.В. Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века - XXI век): учебное пособие Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015 yspu.org
Л2.2 Сабитова З.К. Новые лингвистические направления XX - XXIв.: , www.google.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сабитова З.К. Новые лингвистические направления XX–XXI вв. www.google.ru
Э2 Хомутова Т.Н. Научные парадигмы в лингвистике cyberleninka.ru
Э3 Горизонты современной лингвистики: традиции и новаторство. books.google.ru
Э4 Е. С. Кубрякова. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус books.google.ru
Э5 Болдырев Н.Н. Современные направления лингвистических исследований cyberleninka.ru
Э6 Основные направления современной лингвистики studfiles.net
Э7 О.В. Лукин Новые направления современного языкознания (2-я половина XX века – XXI век) yspu.org
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.
1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки эссе, рефератов и письменных заданий (конспектов) по указанной проблеме.
2. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена, который предполагает ответ в устной форме на вопрос в билете.