МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение художественных текстов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Чтение художественных текстов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - развить языкову и лингвокультурологическую компетентность студентов на основе чтения и анализа специальтно подобранных худождественных текстов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста
ПК-16: владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.студенты должны познакомиться с некоторыми произведениями русской классической и современной литературы;
- расширить активный и пассивный лексический запас
3.2.Уметь:
3.2.1.студенты дорлжны развить навыки монологической устной и письменной речи (пересказ прочитанного, изложение);
- уметь определять основные особенности художественного стиря русского языка
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.студенты должны научиться использовать определенные лексические и синтаксические конструкции, необходимые для анализа и комментирования художественного текста;
- переводить на свой родной язык основное содержание русских литературных текстов;
- принять участие в беседе-обсуждении прочитанного.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. А.С. Пушкин. Стихи и проза. Повесть "Барышня-крестьянка".
1.1. Лабораторные 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Сатирическое и фантастическое в творчестве Н.В. Гоголя. Повесть "Шинель".
2.1. Лабораторные 6 2 ОПК-6, ПК-16 Л1.2
Раздел 3. Л.Н. Толстой. Естественность, простота и правда любимых героев писателя.
3.1. Просмотр фильма-экранизации Лекции 6 2
Раздел 4. Идеи Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание», «Идиот».
4.1. Просмотр фильма-экранизации Лекции 6 4
Раздел 5. И.С. Тургенев. Психология человеческих чувств. Мотивы жизни и смерти, любви и преданности в произведениях писателя («Собака»)
5.1. Лекции 6 4 Л1.1
5.2. Лабораторные 6 2 ОПК-6 Л1.1
Раздел 6. А.П. Чехов. Тема социальной апатии и активности человека. Рассказы « Смерть чиновника», «На даче», «Жизнь человека в вопросах и восклицаниях», «Студент».
6.1. Лабораторные 6 4 ОПК-6 Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Тема нового человека у М. Зощенко. Рассказ «Аристократка». Изменилась ли психология обывателя после революции?
7.1. Лабораторные 6 2 ОПК-6, ПК-16
Раздел 8. Народный мир в рассказах В. Шукшина («Чудик»), Природа, деревня, традиционная культура как основы национального самосознания.
8.1. Лабораторные 6 2 ОПК-6
Раздел 9. Черты новейшей литературы России. Что такое «массовая литература»?
9.1. Рассказы В. Ерофеева «Болдинская осень», Л.Петрушевской «Фонарик», Е. Попова «Феномен», В. Токаревой «Я есть, ты есть...», Л. Улицкой «Дар нерукотворный», Т. Толстой «Сюжет», В. Пелевина «Ника», К. Мелихана «Человек Никто» и др. Лабораторные 6 6 ОПК-6 Л2.1
9.2. Чтение текстов, заданных учителем, просмотр экранизаций литературных произведений Сам. работа 6 42 ОПК-6, ПК-16

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загорская Е.Я., Такташова Т.В., Орлова Е.П. Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: Учебное пособие М.: ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2013 http://e.lanbook.com/book/13059
Л1.2 Милюк Н.М. Листая страницы российской прозы...: анализ художественного текста в иностранной аудитории: Учебное пособие М. : ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2017 http://e.lanbook.com/book/92738
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колядич Т.М., Капица Ф.С. Колядич Т.М., Капица Ф.С. Русская проза XXI века в критике: оценки, мнения, презентации: М.: Флинта, 2014
Л2.2 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX веков// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русская классическая литература http://lit-classic.ru
Э2 А.П. Чехов. Рассказы http://chehov.niv.ru/chehov/text/rasskazy.htm
Э3 М. Зощенко. Рассказы http://lib.ru/RUSSLIT/ZOSHENKO/rasskazy.txt
Э4 В.М. Шукшин. Рассказы http://thelib.ru/authors/shukshin_vasiliy_makarovich.html
Э5 Современная русская литература http://lit.lib.ru/type/index_type_10-1.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Используются следующие виды самостоятельной работы:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- объяснение мыслей автора (писателя) на самостоятельно подобранных конкретных примерах; - основные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), работа с критическими статьями;
- редактирование текста, создание собственного текста (сочинение различных жанров);
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программой курса. Она тесно связана с аудиторной работой. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, изученном на практическом занятии. На каждом занятии студенты получают домашнее задание, напрямую или опосредованно связанное с изученной теоретической темой.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся;
- чтение и перевод;
- ответы на вопросы по тексту;
- выполнение заданий по прочитанному тексту;
- составление информационной справки к прочитанному тексту;
- подготовка устных сообщений;
- работа со словарями;
- чтение литературоведческих статей.
На зачете студенту предлагается небольшой адаптированный художественный текст для чтения и перевода; после прочтения студент письменно отвечает на вопросы по тексту.