МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техника речи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, И.Н. Зуев

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Техника речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. N 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины
Формирование у студентов сознательного отношения к развитию и совершенствованию индивидуальных голосовых и дикционных навыков, необходимых для публичного выступления. Мастерство публичного выступления - искусство, имеющее свои специфические особенности, требующие определенных речевых данных и способностей, специальных знаний и умений. Способствовать формированию аналитико-синтаксической деятельности студентов путем развития их логического мышления: умений выявлять мысль автора, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.
Задачи изучения дисциплины и требования к уровню усвоения содержания курса
Выработать навыки выразительного «разговорного чтения» на основе знания законов логики речи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: владением навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знать теоретические и научные знания по всем вопросам голосообразования
- об анатомии и физиологии органов голосообразования; о возможностях голосо-речевого совершенствования
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь определить и зафиксировать свои дикционные недостатки, следуя указаниям педагога подобрать упражнения, основная цель которых - постепенное устранение этих дефектов
- интонировать знаки препинания;
- выделять главные слова различными способами голосоведения: понижением, повышением, паузами и т.д.
- владеть «интонационными фигурами», характерными для определенных синтаксических конструкций (повествовательных, вопросительных, восклицательных, перечисление, противопоставление и т.д.)
- перспективное выражение мысли связного текста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выработать комплекс практических навыков, который позволит поддерживать рече-голосовую систему в «рабочем» творческом состоянии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дыхание и голос
1.1. Освобождение голоса. Понятие «голосовой опоры». Постановка речевого дыхания. Освоение носового дыхания. Опора дыхания Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Дыхательный и голосовой тренинг. Освоить носовое и фонационное дыхание. Составить индивидуальный дыхательно-голосовой тренинг Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Артикуляция и дикция
2.1. Дикция. Произношение звонких / глухих сложных звукосочетаний типа «пти – бди…, кпти – гбди…, фти – вди… и т.д.» Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Артикуляция свистящих и шипящих звуков. Диагностика индивидуальных дикционных недостатков. Артикуляция сонорных звуков и их звукосочетаний (рли – рлы…, лри – лры… и т.д.) Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Артикуляционная гимнастика. Комплексный голосо-речевой и дикционный тренинг Сам. работа 2 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.4. Составить тексты на свой дифектный звук. Сделать контрольную аудиозапись и сравнить с первой на наличие дикционных недостатков Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Нормы литературного произношения
3.1. Нормативность произношения гласных Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Нормативность произношения звукосочетаний согласных в слове, на стыке слов Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Нормативность произношения согласных и гласных в современных и классических текстах Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Подобрать упражнения, скороговорки и тексты для исправления индивидуальных недостатков. Контрольная аудиозапись. Анализ произношения своего и сокурсников. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Транскрибировать тексты на произношение гласных и звукосочетание согласных Сам. работа 2 1 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Законы логики в речевом действии.
4.1. Закрепление и совершенствование навыков длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Правила логического чтения. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Знаки препинания в речевом действии. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.4. Законы интонации в речевом общении. Логические ударения. Пауза/ Словесное действие. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.5. Логика чтения художественных и информационных текстов Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.6. Тренировать произношение гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.7. Составить рассказ из скороговорок на дифектные звуки и подготовить его к чтению Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета.
5.1. Формы общения с телерадиоаудиторией аудиторией Сам. работа 2 3 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.2. Конспектирование источников Лекции 2 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.3. Тренировать произношение гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи Сам. работа 2 20 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.4. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета. Этапы работы Сам. работа 2 15 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Действенный анализ текста Сам. работа 2 12 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.6. Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя Сам. работа 2 12 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.7. Чтение информационных текстов. Практические 2 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.8. Зачёт по дисциплине Зачет 2 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ПРИМЕР КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ:
Прочтите примеры вслух. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

1. Жарко, солнце стоит над головой.
Жарко: солнце стоит над головой.

2. Зима суровая, лето знойное.
Зима суровая - лето знойное.

3. Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.
Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

4. Он вернулся.
Он вернулся?
Он вернулся!

5. Придешь домой, поешь, уснешь.
Придешь домой - поешь, уснешь.

6. Я встретил брата товарища и его сестру.
Я встретил брата, товарища и его сестру.

7. Статья может быть напечатана.
Статья, может быть, напечатана.

8. Отряд остановился: у переправы не было лодок.
Отряд остановился у переправы: не было лодок.

9. Мне нравились эти наивные детские мысли.
Мне нравились эти наивные, детские мысли.

10. Он подошел молча, положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.
Он подошел, молча положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.

11. Свет не горел: я повернул выключатель.
Свет не горел - я повернул выключатель.

12. Тонкий, птичий голос.
Тонкий птичий голос.

Прочтите следующие фразы, изменяя интонационный центр:

Мне всегда приятно видеть Вас.
Мне всегда приятно видеть Вас.
Мне всегда приятно видеть Вас
Мне всегда приятно видеть Вас.
Мне всегда приятно видеть Вас.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1) затранскрибировать и прочесть вслух описательный прозаический текст, соблюдая нормы произношения гласных и сочетаний согласных звуков.
2) записать аудио или видео текст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью первого семестра).
3) составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи.
5.3. Фонд оценочных средств
Контрольные задания, тренировка произношения, запись и анализ текстов.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Техника речи.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрова А.Н. Искусство речи: учебник М. : Аспект Пресс, 2011 https://e.lanbook.com/book/97228#book_name
Л1.2 Гусар Е.Г., Кулинкина Т.Ю. Нормы произношения в эфире: Орфоэпия и акцентология: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 https://elibrary.ru/item.asp?id=24198125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443580
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Словари http://www.slovari.ru/
Э2 Грамота.ru http://www.gramota.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/
5. Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
6. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Примерные вопросы
1. Дыхательные техники, направленные на развитие выносливости, силы и здоровья голоса радиоведущего.
2. Упражнения на развитие голосовых резонаторов.
3. Технические приёмы, которые дают возможность владеть голосом при физических нагрузках экстремального, бытового и делового характера.
5. Приёмы эффективного дальнего голосового звучания.
6. Исправление акцента и говора в речи радиоведущего.
7. Орфоэпия. Постановка грамотного литературного произношения радиоведущего.
8. Исправление дикционных недостатков по методике преподавания предмета "Сценическая речь" в речи радиоведущего.
9. Риторика, навыки публичного выступления, культура радиоречи.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной аудиторной работы
Прочтите примеры вслух. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

1. Жарко, солнце стоит над головой.
Жарко: солнце стоит над головой.

2. Зима суровая, лето знойное.
Зима суровая - лето знойное.

3. Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.
Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

4. Он вернулся.
Он вернулся?
Он вернулся!

5. Придешь домой, поешь, уснешь.
Придешь домой - поешь, уснешь.

6. Я встретил брата товарища и его сестру.
Я встретил брата, товарища и его сестру.

7. Статья может быть напечатана.
Статья, может быть, напечатана.

8. Отряд остановился: у переправы не было лодок.
Отряд остановился у переправы: не было лодок.

9. Мне нравились эти наивные детские мысли.
Мне нравились эти наивные, детские мысли.

10. Он подошел молча, положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.
Он подошел, молча положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.

11. Свет не горел: я повернул выключатель.
Свет не горел - я повернул выключатель.

12. Тонкий, птичий голос.
Тонкий птичий голос.

Прочтите следующие фразы, изменяя интонационный центр:

Мне всегда приятно видеть Вас.
Мне всегда приятно видеть Вас.
Мне всегда приятно видеть Вас
Мне всегда приятно видеть Вас.
Мне всегда приятно видеть Вас.

Работа над текстом
До эфира 15 минут. Вам принесли текст (или вы сами его только что написали). Профессионалы советуют проделать следующие шаги:
1. Прочитать текст
2. Подчеркнуть ключевые слова, т.е. важные по смыслу слова, которые ни в коем случае не должны потеряться для слушателя. Остальные куски можно «пробросить» – произнести в ускоренном темпе, на сниженном тоне.
3. Выделить пунктуационные паузы, задаваемые знаками препинания, и логические паузы, вытекающие из смысла и строения текста.
4. Проверить по орфоэпическому словарю произношение незнакомых слов, географических названий, имен собственных – всех этих ЭкспЕрт, сторИцей, путепровОд, каталОг, фенОмен, столЯр, костюмирОванный, гофрирОванный. Орфоэпический словарь, словарь иностранных слов и другие обязательно должны быть под рукой в студии.
5. Есть еще две минуты? Прямо в студии, сидя перед микрофоном или камерой (пока она не включена!), проделать артикуляционную гимнастику.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Основная литература

1. Вулф, Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики: [пер. с англ.] / Том Вулф; под ред. Тома Вулфа и Э.У. Джонсона. - СПб.: Амфора, 2008. - 574 с. Экземпляры: всего:5 - НГ(2), ЧЗГ(3)
2. Ключи к эфиру: в 2 кн. / под ред. Г.А. Шевелева. - М.: Аспект Пресс. - (Серия "Мастер-класс радиостанции "Маяк"). Кн.2 - 2007. - 270 с. Экземпляры: всего:30 - НГ(1), ЧЗГ(1), УГ1(28)
3. Мельник, Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Галина Мельник. - 2-е изд., перераб.. - СПб.; М.; Н. Новгород: Питер, 2008. - 235 с. Экземпляры: всего:1 - ЧЗГ(1)

Дополнительная литература

4. Антонов, К.А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования : монография / К.А. Антонов ; КемГУ. – Кемерово: [Полиграф], 2006. - 282 с. Экземпляры: всего:1 - ЧЗГ(1)
5. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи6 интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. – 3-е изд.. – М.: 2000.
6. Мастерство эфирного выступления : [учеб. пособие] / Б.Д. Гаймакова, C.К. Макарова, В.И. Новикова [и др.]. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 283 с.. - (Телевизионный мастер-класс)
Экземпляры: всего:41 - ЧЗГ(3), НГ(3), УГ1(35)
7. Цвик, Валерий Леонидович. Телевизионные новости России: [учеб. пособие] / В.Л. Цвик, Я.В. Назарова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 173 с. Экземпляры: всего:81 - ЧЗГ(5), УГ1(76)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задание 1. Читать с листа следующие отрывки в манере «разговорного чтения», обращая внимание на расстановку знаков препинания.
Обратите специальное внимание на разнообразные функции запятых. Отметьте случаи, где на запятых не нужна пауза.
Расскажите, чем вы объясните многоточие, тире, восклицательные и вопросительные знаки, поставленные автором.
1. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце, вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер.
(Л. Н. Толстой)
2. Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорее же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только слов¬но пухла да темнела...
И вот наконец сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...
(И. С. Тургенев)
3. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно, И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.
(М. Горький)

Задание 2. Работая над произнесением длинных, сложных фраз, научитесь распределять главное и второстепенное; развивать свою мысль, идти вперед, а не "топтаться" на месте, научитесь объединять слова в речевом такте слитным их произношением, кантиленным звучанием; распределять фонационное дыхание.

1. Дома у себя, в мастерской он завел опрятность и чистоту в высшей степени, определил двух великолепных лакеев, завел щегольских учеников, переодевался несколько раз в день в разные утренние костюмы, завивался, занялся улучшением разных манер, с которыми принимать посетителей, занялся украшением всеми возможными средствами своей наружности, чтобы произвести ею приятное впечатление на дам; одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.
(Н. В. Гоголь)
2. Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его; шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показывал, что ему не безызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре, — ив бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о тамо¬женных надсмотрщиках и чиновниках, — и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.
(Н. В. Гоголь)
3. Когда дорога понеслась узким оврагом в чащу огромного заглохнувшего леса и он увидел вверху, внизу, над собой и под собой трехсотлетние дубы, трем человекам в обхват, вперемежку с пихтой, вязом и осокором, перераставшим вершину тополя, и когда на вопрос: "Чей лес?" ему сказали: "Тентетникова"; когда, выбравшись из леса, понеслась дорога лугами, мимо осиновых рощ, молодых и старых ив и лоз, в виду тянувшихся вдали возвышений, и перелетела мостами в разных местах одну и ту же реку, оставляя ее то вправо, то влево от себя, и когда на вопрос: "Чьи луга и поемные места?" — отвечали ему: "Тентетникова"; коша поднялась потом дорога на гору по ровной возвышенности с одной стороны мимо неснятых хлебов: пшеницы, ржи и ячменя, с другой же стороны мимо всех прежде проеханных им мест, которые все вяруг показались в картинном отдалении, и когда, постепенно темнея, входила и вошла потом дорога под тень широких развилистых дерев, разместившихся врассыпку по зеленому ковру до самой деревни, и замелькали избы мужиков и крытые красными крышами господские строения; когда пылко забившееся сердце и без вопроса знало, куда приехало, — ощущенья, непрестанно накоплявшиеся, исторгнулись, наконец, почти такими словами: "Ну не дурак ли я был доселе? Судьба назначила мне быть обладателем земного рая, принцем, а я закабалил себя в канцелярию писцом!
(Н. В. Гоголь)
4. Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо, и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, — когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер — истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний, — словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента, — словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.
(Н. В. Гоголь)
5. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело.
(Л. Н. Толстой)
6. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые были еще в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать.
(Л. Н. Толстой)
7. Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Верил ли он тем разумным доводам, которые были в речи масона, или ве¬рил, как верят дети, интонациям, убежденности и сердечности, которые были в речи масона, дрожанию голоса, которое иногда почти прерывало масона, или этим блестящим глазам, состарившимся на том же убеждении, или тому спокойствию, твердости и знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона и которые особенно сильно поражали его в сравнении с своей опущенностью и безнадежностью, — но он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни.
(Л. Н. Толстой)
8. На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два аршина, глухой барьер перед самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирландская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала, утыканного хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна сухая, — и конец скачки был против беседки.
(Л. Н. Толстой)
9. Это ночное мытье производилось самою Катериной Ивановной, собственноручно, по крайней мере, два раза в неделю, а иногда и чаще, ибо дошли до того, что переменного белья уже совсем почти не было, и было у каждого члена семейства по одному только экземпляру, а Катерина Ивановна не могла выносить нечистоты и лучше соглашалась мучить себя по ночам и не по силам, когда все спят, чтоб успеть к утру просушить мокрое белье на протянутой веревке и подать чистое, чем видеть грязь в доме,
(Ф. М. Достоевский)
10. В начале июля Лиля заболела, объевшись малиной, лежала, медленно поправляясь, в своей комнате и все рисовала цветными карандашами на больших листах бумаги, пришпиленных к доске, какие-то сказочные города, а она поневоле не отходила от ее кровати, сидела и вышивала себе малороссийскую рубашечку, — отойти было нельзя: Лиля поминутно что-нибудь требовала.
(И. А. Бунин)
11. Дочь господина из Сан-Франциско стояла на палубе рядом с принцем, вчера вечером, по счастливой случайности, представленным ей, и делала вид, что пристально смотрит вдаль, куда он указывал ей, что-то объясняя, что-то торопливо и негромко рассказывая; он по росту казался среди других мальчиком, он был совсем не хорош собой и странен, — очки, котелок, английское пальто, а волосы редких усов точно конские, смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована, — но девушка слушала его и от волнения не понимала, что он ей говорит; сердце ее билось от непонятного восторга перед ним: все, все в нем было не такое, как у прочих, — его сухие руки, его сухая кожа, под которой текла древняя царская кровь; даже его европейская, совсем простая, но как будто особенно опрятная одежда таили в себе неизъяснимое очарование.
(И. А. Бунин)
12. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат, — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над гаванью, — к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков — то глухие, ро¬кочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие — рвут пыльный, знойный воздух.
(М. Горький)
13. Не за то ли благодарны мы Толстому, что он дал нам силу и право презирать и отвергать Каренина; вместе с Наташей волноваться у постели раненого жениха; пла¬кать от гордого восхищения перед подвигом тушинской батареи; возмущаться фальшью и преступным равнодушием сословного судилища над Масловой, их же безвинной жертвой; вместе с Левиным жадно испить сладкой усталости в знаменитой сцене покоса; навечно и благодарно запомнить зрительное и нравственное потрясение от той, на пределе мастерства исполненной разоблачительной встречи на Аустерлицком поле Болконского со своим кумиром, осуществляющим истребление жизни?
(Л. Леонов)
14. Плывет серебряная паутина, застрявшая между небом и землей с бабьего лета, набухают почки на вербах, желтеет березовый лист, осина сбрасывает багрец, цветут фруктовые деревья, раскрываются чашечки белых водяных лилий, тянут на юг утки и гуси, а тетерева, похоже, собрались не откладывать на весну брачных турниров и свадеб: вместо робкого, сонного осеннего токования они разоряются на неистовый весенний лад, а за ними тянется глухарь, — ишь, костяно пощелкивает несуществующими зубами!..
(Ю. Нагибин)
У него был полный Корнель, Расин, Мольер, Вольтер, Буало, сочинения Малерба, Фен ел она, Барклая, шестнадцатитомная "Римская история" Ролленя, его же "Древняя история", Кревиеровы "Истории об императорах"; были у него книги английских, итальянских, немецких, голландских, испанских, португальских прозаиков и поэтов, греческие и латинские грамматики, жизнеописания великих воинов, государственных мужей, служителей духа, оды Горация и любовные

Задание 3. Творческая работа

Подготовить текст информационного сюжета к аудиозаписи.
Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса (под непосредственным контролем преподавателя).
Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков.
В конце семестра студент должен представить к защите контрольную аудиозапись и самостоятельный анализ речевых изменений.

Задание 4. Написать текст информационного выпуска и подготовить его к записи. Творческая работа

Затранскрибировать и прочесть вслух текст информационного выпуска, соблюдая нормы произношения гласных и сочетаний согласных звуков.
Записать аудиотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью первого семестра).
Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи.