МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этикет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 150
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 150 123 150 123
Итого 180 153 180 153

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью является обеспечение овладения слушателями основами этических знаний и обучении их современным практическим принципам этикета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этические принципы и нормы, функционирующие в сфере деловых отношений и в общечеловеческой сфере;
- принципы профессиональной этики;
- этические принципы взаимоотношений в рабочем коллективе - принципы морального самосовершенствования и самовоспитания,этические нормы, стандарты в практике российского бизнеса;
- особенности делового этикета;
- различные этические модели, используемые в российской и международной практике.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать и оценивать деятельность компаний как этичных и социально-ответственных субъектов, применять этические принципы и методы решения профессиональных проблем;
- рассматривать поступки и поведение человека, действующего в сфере управления (менеджера), и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в соотношении с общечеловеческими и профессиональными этическими требованиями;
-ставить цели и выбирать пути их достижения в соответствии с этическими нормами и принципами;
-реализовывать в конкретной практической деятельности знания о ценностях и нормах этики бизнеса, решать этические проблемы деловой жизни и нести за них нравственную ответственность;
- принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
- создавать здоровую атмосферу в организации, поддерживая дух товарищества и взаимопонимания между коллегами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками практической актуализации морально-этических качеств и принципов, использования этических и правовых норм в сфере экономики;
- усвоение этических знаний о самосовершенствовании личности, этических приемах регулирования отношений, которые складываются в организации между менеджерами, партнерами, наемными работниками;
- овладение знаниями в области профессиональной этики, социальной ответственности фирмы;
- нормами делового этикета, которые невозможно отделить от этических и моральных принципов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этикет и его виды. Историческое развитие морально-этикетных норм. Принципы и нормы современного этикета.
1.1. Лекции 3 4 Л1.1
1.2. Практические 3 8 ОК-2 Л2.3
1.3. Сам. работа 3 37
Раздел 2. Особенности этикета межличностного общения. Профессиональный этикет и его виды. Принципы делового этикета. Правила приветствия в деловой сфере.
2.1. Лекции 3 4
2.2. Практические 3 4 ПК-16 Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.3. Сам. работа 3 26
Раздел 3. Назначение, функции и требования к оформлению визитной карточки в деловой жизни. Этика делового телефонного разговора. Практические рекомендации и требования делового этикета. Одежда и внешний вид делового мужчины и деловой женщины.
3.1. Лекции 3 2 Л1.2
3.2. Практические 3 4 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Сам. работа 3 34 Л1.1
Раздел 4. Роль деловых приемов в развитии и обеспечении эффективности деловых отношений. Требование этикета к подготовке и организации делового приема (помещение, украшение стола, сервировка). Деловой этикет и поведение за сто- лом во время делового приема. Сувениры и подарки в деловой сфере. Презентации и нормы делового этикета.
4.1. Практические 3 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Сам. работа 3 26 ОК-2, ПК-16 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Будильцева М.Б., Новикова И.А., Пугачев И.А., Серова Л.К. Культура русской речи: М.: Русский язык. Курсы, 2012
Л1.2 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шеламова Г.М. Этикет делового общения. : Академия , 2010
Л2.2 Г. М. Шеламова Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования М.: Академия, 2010
Л2.3 Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие М.: Экономика, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правила хорошего тона www.knigge.ru
Э2 Википедия. Обращение в русском речевом этикете ru.wikipedia.org
Э3 Этика речевого общения и этикетные формулы речи www.textologia.ru
Э4 Дипломатический этикет и современный протокол proeticet.ru
Э5 Правила современного делового этикета www.knigge.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Используемые формы текущего контроля: опрос, проверка письменных работ, проверка презентационных материалов, подготовленных студентами в рамках самостоятельной работы по дисциплине.
На зачете студент отвечает на вопрос устно, к зачету готовит реферат по выбранной теме.