МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Когнитивная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Когнитивная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Дмитрий Валерьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Каширский Дмитрий Валерьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с научной ретроспективой и перспективой когнитологии как области междисциплинарных исследований познания (приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами), теоретическим и экспериментальным вкладом психологии в интегративное изучение познавательных процессов и ментальных механизмов, обуславливающих их природу.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
ПК-7 способностью изучать психические свойства и состояния человека в норме и патологии, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предметные области и дискуссионную проблематику основных направлений когнитивной психологии, теоретические парадигмы и экспериментальные методы когнитологии, в контексте ее истории и современности
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять критическое обращение к фундаментальным проблемам психологии познания и сознания в соответствии с междисциплинарными достижениями когнитивных наук
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами когнитивных исследований познавательной деятельности и ментальной активности человека, управления информацией и решением задач в живых и искусственных системах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология и науки о мозге. Когнитивные модели
1.1. Когнитивная наука и когнитивная психология. Когнитивная революция и контрреволюция: история и современность. Лекции 7 2 ОК-1, ПК-7 Л2.7
1.2. Предмет и структура когнитивной психологии: области исследования и междисциплинарные связи. Практические 7 1 ОК-1, ПК-7 Л1.1
1.3. Новые направления в когнитологии (когнитинвая генетика, экономика, эстетика, нейроэтология, "нейромагия"). Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л1.2
1.4. Когнитивные модели и методы в когнитивной психологии. Вычислительные теории познавательных и ментальных процессов Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л1.3
1.5. Мультидисциплинарные парадигмы современной когнитологии Практические 7 2 ПК-7 Л1.3
Раздел 2. Мозг и тело. Мозг и психика.
2.1. Психика и деятельность мозга. Методы картирования, айтрекинг. Практические 7 2 ПК-7
2.2. Когнитивная психология и когнитивная нейронаука: нейроанатомия, нейрофизиология, нейропсихология. Практические 7 1 ПК-7 Л1.3
2.3. Генетическая и кросскультурная парадигма в нейрокогнитологии. Практические 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Мозг и восприятие.
3.1. Психофизика и сенсорная предрасположенность мозга Сам. работа 7 2 ПК-7 Л1.1
3.2. Иконическое и эхоическое хранение впечатлений Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7, Л1.3, Л1.2
3.3. Когнитивный и имплицитный аттитюд Практические 7 1 ПК-7 Л1.3, Л2.4
3.4. Подпороговое восприятие и эффекты прайминга. Практические 7 1 ПК-7 Л1.3, Л2.2
3.5. Визуальное поле, движение глаз, восприятия паттерна и визуальная маскировка Практические 7 1 ПК-7 Л1.3, Л2.2
3.6. Субъективная организация восприятия: распознавание и формирование образа.Теория геона и прототипа Лекции 7 1 ПК-7 Л1.3
3.7. Психосемиотика восприятия: процессы категоризации и концептуализации Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1
Раздел 4. Мозг и внимание.
4.1. Роль мозговой коры в процессах осознания и внимания. Сам. работа 7 1 ПК-7 Л2.7, Л1.3
4.2. Исследования пропускной способности, автоматической обработки и избирательности внимания Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7
4.3. Сознание и нейрокогнитология функций внимания. Сам. работа 7 1 ПК-7 Л2.7
4.4. Управление когнитивной активностью. Теория зеркальных нейронов. Лекции 7 1 ПК-7 Л1.3
Раздел 5. Мозг и память.
5.1. Экслицитная и имплицитная, долговременная и кратковременная, эпизодическая и семантическая память в познавательной деятельности. Практические 7 1 ПК-7 Л2.7
5.2. Организация информации в декларативной и рабочей памяти. Мнемонические системы и ошибки памяти. Практические 7 1 ПК-7 Л2.7
5.3. Нейрокогнитивные исследования сна и амнезии. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7
5.4. Проблема возрастных нарушений памяти и механизмов ее оптимизации. Имплицитное научение. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7
Раздел 6. Мозг и мышление.
6.1. Роль мышления, представления и воображения в репрезентации знаний. Психология мышления и психология познания Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л1.3, Л2.6
6.2. Ментальные функции репрезентации: осознание и понимание. Языковые и неязыковые, вербальные и невербальные, перцептивные и когнитивные репрезентации Лекции 7 1 ПК-7 Л1.3
6.3. Когнитивные карты мышления и ментальные карты понимания. Лекции 7 1 ПК-7 Л1.3
Раздел 7. Мозг и когнитивное развитие.
7.1. Структура интеллекта и структура знаний. Понятийное и эвристическое мышление. Сам. работа 7 4 ОК-1, ПК-7 Л2.5
7.2. Логика и принятие решений. Теории принятия решений в современной когнитологии (Decision making & Problem solving). Лекции 7 2 ПК-7 Л2.5
7.3. Креативность и творчество в познавательном процессе. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.8
7.4. Человеческий и искусственный интеллект. Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л1.3, Л2.8
Раздел 8. Мозг и эмоции.
8.1. Когниция и эмоция. IQ и EQ в ментальной репрезентации. Лекции 7 2 ПК-7
8.2. Аффективная модуляция когнитивных процессов. Практические 7 1 ПК-7 Л1.3, Л2.6
8.3. Когнитивный и эмоциональный концепт. Эмоциональное кодирование в оценке информации. Практические 7 1 ПК-7 Л3.2
8.4. Эмотиология языка и речи. Практические 7 2 ПК-7 Л3.2
Раздел 9. Мозг и язык.
9.1. Когнитивная психология и когнитивная лингвистика в изучении языка мозга и языка мысли. Грамматика мышления и грамматика языка. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л3.2
9.2. Мысль и язык: язык как метафора и метафора в языке.Контроль языка и контроль реальности. Практические 7 1 ПК-7 Л3.1
9.3. Процессы кодирования и декодирования: языковые, метаязыковые и внеязыковые правила. Практические 7 1 ПК-7 Л3.2
Раздел 10. Мозг и сознание.
10.1. Психология и психосемиотика сознания. Сознательное и бессознательное. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л3.2, Л2.3
10.2. Познание и понимание. Психология смысла и психология понимания. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л3.2
10.3. Символьный, модульный и нейросетевой подход в психологии сознания. Лекции 7 2 ПК-7 Л3.1
10.4. Социальные и эмоциональные аспекты сознания и их мозговой субстрат. Сам. работа 7 2 ПК-7
10.5. Мозговые и ментальные механизмы познания. Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л3.1, Л2.3
Раздел 11. Познание и ментальная активность
11.1. Проблема ментальной активности в когнитологии (brain & mind). Лекции 7 1 ПК-7 Л3.1
11.2. Вопросы интеграции и детерминации репрезентационных систем (сознание, мышление, язык, речь). Практические 7 2 ПК-7 Л3.1
11.3. Доречевой горизонт сознания. Гипотезы универсального предметного и ментально-языкового кода. Практические 7 1 ПК-7 Л3.2
11.4. Когнитивная и ментальная грамматика. Практические 7 1 ПК-7 Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену

1. Когнитивная наука и когнитивная психология.
2. Когнитивная революция и контрреволюция: история и современность.
3. Предмет и структура когнитивной психологии.
4. Новые направления когнитивной психологии.
5. Когнитивная психология и когнитивная нейронаука.
6. Генетическая и кросскультурная парадигма в когнитивной психологии.
7. Психофизика и сенсорная предрасположенность мозга.
8. Иконическое и эхоическое хранение впечатлений.
9. Когнитивный и имплицитный аттитюд.
10. Подпороговое восприятие и эффекты прайминга.
11. Визуальное поле, движение глаз, восприятия паттерна и визуальная маскировка.
12. Субъективная организация восприятия: распознавание и формирование образа.
13. Теория геона и прототипа.
14. Психосемиотика восприятия: процессы категоризации и концептуализации.
15. Сознание и нейрокогнитология функций внимания.
16. Управление когнитивной активностью.
17. Виды памяти в познавательной деятельности.
18. Организация информации в декларативной и рабочей памяти.
19. Мнемонические системы и ошибки памяти.
20. Нейрокогнитивные исследования сна и амнезии.
21. Проблема возрастных нарушений памяти и механизмов ее оптимизации.
22. Имплицитное научение.
23. Роль мышления, представления и воображения в репрезентации знаний.
24. Психология мышления и психология познания.
25. Ментальные функции репрезентации: осознание и понимание.
26. Виды репрезентаций. Когнитивные карты мышления и ментальные карты понимания.
27. Ментальный лексикон и ментальная грамматика.
28. Структура интеллекта и структура знаний. Понятийное и эвристическое мышление.
29. Логика и принятие решений. Теории принятия решений в современной когнитологии.
30. Креативность и творчество в познавательном процессе.
31. Человеческий и искусственный интеллект. Парадигма искусственного интеллекта.
32. Когниция и эмоция. IQ и EQ в ментальной репрезентации.
33. Аффективная модуляция когнитивных процессов.
34. Когнитивный и эмоциональный концепт.
35. Эмотиология языка и речи.
36. Вопросы изучения языка мозга и языка мысли.
37. Грамматика мышления и грамматика языка.
38. Язык как метафора и метафора в языке.
39. Психология и психосемиотика сознания.
40. Познание и понимание. Психология смысла и психология понимания.
41. Символьный, модульный и нейросетевой подход в психологии сознания.
42. Мозговые и ментальные механизмы познания.
43. Проблема ментальной активности в когнитологии (brain & mind).
44. Доречевой горизонт сознания.
45. Когнитивная и ментальная грамматика.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Наименование и выходные данные статьи для аналитического обзора:
Статьи на английском языке:
1. Аллахвердов В. М., Воскресенская Е. Ю., Науменко О. В. Сознание и когнитивное бессознательное //Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Серия 12.Вып.2.С. 10–19.
2. Аллахвердов В.М. Когнитивная психология сознания //Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2012. № 2.
3. Аллахвердов В.М. Сознание и проблема свободы воли// Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2017. Т. 67. № 6.
4. Анохин К.В. Когнитом: гиперсетевая модель мозга /в сборнике «Нейроинформатика-2015», ред. А.Г. Трофимов, 2015
5. Анохин К.В. Коннектом и когнитом: заполнение разрыва между мозгом и разумом /«Седьмая межд. конференция по когнитивной науке», 2016
6. Ахапкин Д. Когнитивный подход в современных исследованиях художественных текстов //Новое Литературное обозрение.2012.№114.
7. Гершкович В. А., Фаликман М. В. История и основные направления и тенденции когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. № 4. с. 7–34.
8. Знаков В.В. Психологические условия понимания мира человека //Вопросы психологии. 2018. № 1.
9. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 4. — С. 31−42.
10. Корчажкина О.М. Естественная когнитивная система homo cognitionis:в поисках алгоритма человеческого мышления//Проблемы искусственного интеллекта. 2016. № 2 (3).
11. Кэнвишер Н., Войчулик Э. Картирование мозга: новый взгляд на зрительное внимание // Горизонты когнитивной психологии. 2000,
12. Мерикл Ф., Дейнман М. Психологические исследования неосознаваемого восприятия [неопубл. перевод: Merikle, P, Daneman, M. (1998) Psychological investigations of unconscious perception. Journal of Conscious Studies, 5 (1), 518] 1978. С. 15-68
13. Морошкина Н. В., Иванчей И. И. Имплицитное научение: исследование соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012.№ 4. С. 109–131.
14. Печенкова Е. В., Фаликман М. В. Сознание и мозг: когнитивная наука по обе стороны психофизической проблемы // Когнитивная психология. Феномены и проблемы / Под ред. В. Ф. Спиридонова. М.: УРСС, 2013. С. 229–255.
с. 83–108.
15. Сергеева А.С., Сергеев С. Ф. Психологическая наука на границе с технологической сингулярностью\\ Психол. журнал, 2017, том 38, № 2
16. Уточкин И.С. Мгновенное восприятие сцен и множественных объектов //Когнитивная психология: Феномены и проблемы. Под ред. В.Ф. Спиридонова. М.: URSS, 2014. С. 70-85
17. Фаликман М. В. Когнитивная наука в XXI веке: организм,социум, культура // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна».2012.№3.С.31–37.
18. Фаликман М.В. Когнитивная наука: основоположения и перспективы//Логос №1 (97), 2014
19. Фаликман М.В. Методология конструктивизма в психологии познания. //Психологические исследования, 2016, 9(48)
20. Фаликман М.В. Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект. //Психол. исследования, 2017, 10(54)
21. Фаликман М.В., Койфман А.Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2005. №3. С. 86-97. №4. 81-90
22. Харламов А.А., Ермоленко Т.В.Анализ текстов: лингвистика, семантика, прагматика в рамках когнитивного подхода//Проблемы искусственного интеллекта. 2015. № 1.
Статьи на английском языке:
1. Toulmin S. The Mozart of psychology // The New York Review of Books. 1978. Vol. 25.№ 14. P. 51–57.
2. Crick F., Koch C. Consciousness and Neuroscience // Cerebral Cortex. 1998. Vol. 8. № 2. P. 97–107;
3. Kihlstrom J. F. The cognitive unconscious // Science. 1987. Vol. 237 (4821)
4. Chalmers D. J. Facing up to the problem of consciousness // Journal of Consciousness Studies.1995.Vol.2.№3.P.200–219.
5. Bartels A., Zeki S. The neural correlates of maternal and romantic love // Neuroimage. 2004. Vol. 21. № 3. P. 1155–1166.
6. Logacev, P., Vasishth S. A Multiple-Channel Model of Task-Dependent Ambiguity Resolution in Sentence Comprehension. Cognitive Science 40(2): 266-298 (2016)


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания Том1: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/B1B6FAA1-AAB9-4F5C-8A2B-787A30567DEF
Л1.2 Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания Том2: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/5A09BD98-F256-4142-A270-A0316AB2B092.
Л1.3 Под ред. В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия М.: Языки славянских культур; РГГУ, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Знаков В.В. Психология понимания мира человеком: монография ИП РАН, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса: учебник М., Когито-Центр, Высшая школа психологии, 2006 biblioclub.ru
Л2.3 Высоков, И. Е. Психология познания : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/BFC6E7E5-C5C3-4A49-909E-C9120E09943E.
Л2.4 Холодная, М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили.: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/DF5DF489-3E43-474E-A32E-974745F9276E
Л2.5 Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/8A297656-91C5-4937-AE53-E88E91554EB2
Л2.6 Донцов, Д. А. Психология познавательных процессов : учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/BAF32FFE-D0F6-4151-AD45-36EB9BB7FD65
Л2.7 Солсо Р. Когнитивная психология: учебник Издательский дом ""Питер", 2015
Л2.8 Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/6169EB92-6B35-454E-A342-9F6CFECF14EA
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психология ментальных репрезентаций: учебно-метод.пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Янова Н.Г. Психолингвистика: учебно-метод.пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Т.Черниговская. «Встреча на вершине. Игры разума с Т.Черниговской» (8 авторских лекций) на телеканале «Культура». tvkultura.ru
Э2 Т.Черниговская. Фильм "Звёздное небо мышления" (4 авторских лекции) tvkultura.ru
Э3 Ю.Александров, Т.Черниговская, В.Ушаков. Мышление и речь. tvkultura.ru
Э4 Т.В. Черниговская, К.В. Анохин «Понять, осмыслить, осознать…»,часть 1, часть 2 http://www.5-tv.ru/video/506881/ http://www.5-tv.ru/video/506851/
Э5 Т. Черниговская. Зачем мозгу язык? www.pryamaya.ru
Э6 Когнитивная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ицензионное программное обеспечение:
• Windows 7 Professional;
• Office 2010 Professional
• 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
• AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
• DjVu reader, http://djvureader.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru


По разделу Мозг и язык.

http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4190

По разделу Познание и ментальная активность

http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4189

Медиа-лекции по разделам курса Мозг и сознание, Мозг и язык:

Т.Черниговская. «Встреча на вершине. Игры разума с Т.Черниговской» (8 авторских серий) на телеканале «Культура». 2014-2015
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/57589/episode_id/1169106/
Т.Черниговская. Фильм "Звёздное небо мышления" (4 авторских серии) 2009
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/32383/
Ю.Александров, Т.Черниговская, В.Ушаков. Мышление и речь. // Программа «Наблюдатель» на ТВ Канале Культура 15.04.2014
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/981193/
Т. Черниговская Почему люди говорят // Программа «Очевидное-невероятное», 14.02.2009
http://scientificrussia.ru/archive/pochemu-lyudi-govoryat
Т.В. Черниговская, К.В. Анохин «Понять, осмыслить, осознать…»,часть 1, часть 2 // программа «Истории из будущего» на Пятом канале, 2012
http://www.5-tv.ru/video/506851/
http://www.5-tv.ru/video/506881/
Т. Черниговская. Зачем мозгу язык? // Публичные лекции в лектории «Прямая речь» (Москва). 2013
http://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

РЕКОМЕНДУЕТСЯ БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:


H. Gardner The Mind's New Science: The History of Cognitive Revolution. Harper Collins Basic Books, 1987.

The Oxford Handbook of Cognitive Psychology Edited by Daniel Reisberg
SBN: 9780195376746
DOI: 10.1093/oxfordhb/9780195376746.001.0001

Ashman, Adrian and Conway, Robert An Introduction to Cognitive Education Theory and Applications. Edited by Ashman, Adrian UK: Routledge, 1997.

Cognitive Psychotherapy Toward a New Millennium. Scientific Foundations and Clinical Practice. Editors: Scrimali, Tullio, Grimaldi, Liria (Eds. Springer, 2012

Palmer S. Vision Science: From Photons to Phenomenology. Bradford Books, 1999

J.R. Anderson Cognitive Psychology and Its Implications © 2015, 2010, 2005, 2000 by Worth Publishers, USA

Power Mick (EN) Cognition and Emotion Gardners Books 1997

Luiz Pessoa The Cognitive-Emotional Brain: from Interactions to Integration, Published 2013 by Mit Press

Performance Psychology: Perception, Action, Cognition, and Emotion Editors: Markus Raab Babett LobingerSven Hoffmann Alexandra PizzeraSylvain Laborde 2015 Academic Press


Статьи (классические работы) для обзора:

См.: Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология / Под ред. Д.Ю.Панова, В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1964. С. 192–225.
См.: Хомский Н. Три модели для описания языка //Кибернетический сборник. 1961. Вып. 2. С. 237–266.
См.: Ньюэлл А., Шоу Дж., Саймон Г. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительных машин //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
см.: Chomsky N. A Review of B. F. Skinner’s Verbal Behavior// Language. 1959. Vol. 35. № 1. P. 26–58),
См.: Vygotsky L. S. Thought and language. N.Y.; L.: Wiley, 1962, а также: Toulmin S. The Mozart of psychology //The New York Review of Books. 1978. Vol. 25. № 14. P. 51–57. 9.
См.: Bruner J. S. Acts of meaning. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990. 1
См., Boden M.A. The Philosophy of Artificial Intelligence. Oxford, UK; N.Y.: Oxford University Press, 1990.
См.: Churchland P. Neurophilosophy. Cambridge, MA: MIT Press, 1986.
См.: Crick F., Koch C. Consciousness and Neuroscience //Cerebral Cortex. 1998. Vol. 8. № 2. P. 97–107; Dennett D. Consciousness Explained. L.: The Penguin Press, 1991.
См.: Thomas M. S.C., Karmiloff-Smith A. Connectionist models of development, developmental disorders and individual differences// Models of Intelligence for the Next Millennium /R.J. Sternberg, J. Lautrey, T. Lubart (eds). Washington, DC: American Psychological Association, 2003.
См.: Hanakawa T., Honda M., Okada T., et al. Neural correlates underlying mental
См.: Сахаров Д.А. Генерация когнитивных паттернов как биологическая проблема //Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции / Под ред. Е.В.Печенковой, М.В.Фаликман. М.: Буки- Веди, 2013. С. 263–267;
Балабан П.М., Воронцов Д.Д., Дьяконова В.Е. и др. Центральные генераторы паттерна //Журнал высшей нервной деятель- ности. 2013. Т. 63. № 5. С. 441–520;
Graybiel A.M. The basal ganglia and cognitive pattern generators// Schizophrenia Bulletin. 1997. Vol. 23. P. 459–469. 23.
См.: Pylyshyn Z.W. The «causal» power of machines// Behavioral and Brain Sciences. 1980. Vol. 3. P. 442–444. 27. С
См.: Chalmers D.J. Facing up to the problem of consciousness//Journal of Consciousness Studies. 1995. Vol. 2. № 3. P. 200–219
См.: Fodor J.A. The Modularity of Mind. Cambridge, MA: MIT Press; Bradford Books, 1983. 36. См.: Marr D. Early processing of visual information //Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1976. Ser. B. Vol. 275. P. 483–524.
См.: Космидес Л., Туби Дж. К эволюционно ориентированной когнитивной науке [1994]//Когнитивная психология: история и современность. С. 55– 62.
См.: Chomsky N. Language and Problems of Knowledge. Cambridge, MA: MIT Press, 1988.
См.: Бейтс Э. Модульность, специализация и развитие языка [1994]//Когнитивная психология: история и современность. С. 63–78.
См.: Parallel distributed processing: Explorations in the microstructure of human cognition/D.E.Rumelhart, J. L. McClelland (eds). Cambridge, MA: MIT Press, 1986. Vol. 1. Foundations.
См.: Кэнвишер Н., Войчулик Э. Картирование мозга: новый взгляд на зрительное внимание [2000]// Горизонты когнитивной психологии. С. 83–108. 48.
См., Оуэн А.М., Коулмэн М.Р., Боули М. и др. Как обнаружить признаки сознания у пациентов в вегетативном состоянии // Горизонты когнитивной психологии. C. 123–127.
См.: Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V., et al. Premotor cortex and the recognition of motor actions//Cognitive Brain Research. 1996. Vol. 3. P. 131–141.
См.: Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания. М.: Языки славянских культур, 2012;
Sinigaglia C., Rizzolatti G. Through the looking glass: Self and others//Consciousness and Cognition. 2011. Vol. 20. P. 64–74.
См.: Шпуров И.Ю., Власова Р.М., Румшиская А.Д. и др. ФМРТ-исследование мозговых коррелятов совместного решения задач //Когнитив- ная наука в Москве: новые исследования. С. 331–336.
См.: Baess P., Zhdanov A., Mandel A., et al. MEG dual scanning: A procedure to study interacting humans// Frontiers in Human Neuroscience. 2012. Vol. 6. Art. 83.