Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Юридическая психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ЮП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.03.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна
1.1. | Сформировать представление о медиации в структуре профессиональной деятельности, обеспечить методическую подготовку специалистов по урегулированию конфликтов (рассмотреть нормативно-правовые, процедурно-технологические и психотехнические основы деятельности медиатора). |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04 |
ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | универсальные принципы и отраслевую специфику в применении процедуры и технологии медиации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять медиативный подход в профессиональной деятельности с использованием процедуры медиации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ключевыми навыками деятельности медиатора на профессиональной и непрофессиональной основе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в медиацию. | ||||||
1.1. | Медиация в системе альтернативного разрешения споров (АРС). | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Институт медиации: история и современность, зарубежный и отечественный опыт. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Понятие медиативного подхода и метода. Сферы применения медиации. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
1.4. | Практика применения медиации к различным категориям споров. Медиация в судебной и внесудебной практике. | Практические | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Нормативно-правовая база медиации. Закон о медиации, профессиональный стандарт и кодекс медиатора. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 2. Общий и специальный тезаурус медиации. | ||||||
2.1. | Принципы процедуры медиации. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Понятийный аппарат медиации. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л3.2 |
2.3. | Виды, модели и стили медиации. | Практические | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.1 |
2.4. | Виды, модели и стили медиации. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.6, Л2.4 |
2.5. | Конфликтологический, юридический и психологический тезаурус медиации. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
Раздел 3. Медиация как процедура. | ||||||
3.1. | Диагностика медиабельности случая конфликта. | Сам. работа | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л2.5 |
3.2. | Понятие процедуры медиации: структура и алгоритм реализации. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-2 | Л1.2, Л2.5 |
3.3. | Стадии медиации и технологические этапы. Результат медиации. | Практические | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л2.5 |
3.4. | Инструментарий медиации: методики. | Практические | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л2.5 |
Раздел 4. Медиация как технология. | ||||||
4.1. | Управление коммуникацией в медиации: копинги и интервенции | Практические | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л2.7, Л2.6 |
4.2. | Медиативное интервью, медиативный дискурс, медиативная культура отношений. | Практические | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.7, Л2.2 |
4.3. | Медиативное и мировое соглашение, соотношение с судебным решением.Исполнение медиативного соглашения. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 5. Модель компетенций медиатора. | ||||||
5.1. | Профессиональные и личные компетенции медиатора. | Сам. работа | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.4 |
5.2. | Программы подготовки медиаторов. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-2 | Л1.1 |
5.3. | Тренинг медиативных навыков. | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Теоретические вопросы: Место и роль медиации в системе АРС. История медиации: зарубежный и отечественный опыт. Медиация как процедура и технология. Виды, модели и стили медиации. Модель компетенций медиатора. Функции медиатора. Цели и задачи медиатора на стадиях медиации. Медиативное интервью как инструмент медиации. Диагностика медиабельности конфликта. Инструментарий медиации: Методика «Карта конфликта». Инструментарий медиации. Методика «Карта медиации». Принятие решений в медиации: процессуальный и технологический аспекты. Медиативный дискурс и медиативное мышление. Управление коммуникацией в медиации. Фокус интервенций медиатора на разных стадиях. Работа с медиативным соглашением: ответственность сторон и функции медиатора. 2. Практические задания (игровые кейсы): Представление медиатора. Представление сторон. Оценка медиабельности случая. Запрос на медиацию. Предмет спора и зона разногласий. Выявление позиций, интересов и ожиданий сторон. Дискуссия сторон по выработке решения. Кокус в медиации. Составление и оценка медиативного соглашения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. А.Д.Карпенко, А.Д.Осиновского | Медиация: Учебник: учебник | Статус, 2016 | |
Л1.2 | Шамликашвили Ц.А | Основы медиации как процедуры урегулирования споров. : Учебное пособие | МЦУПК, 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Максудов Р.Р. | Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития.: монография | МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013 | |
Л2.2 | Шамликашвили Ц.А., Никитина Е.С. | Введение в диалогику (серия Медиация и право): монография | Издательство «МЦУПК», 2011 | |
Л2.3 | Гэри Фридман, Джэк Химмельстайн (перевод с англ.) | Вызов конфликту (серия Медиация и право): монография | Издательство «МЦУПК», 2011 | |
Л2.4 | Фрэдди Стрэссер, Пол Рэндольф (перевод с англ.) | Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов: | Издательство «МЦУПК», 2011 | |
Л2.5 | лаврова Н.М., Лавров М.М., Лавров Н.В. | Медиация.Принятие ответственных решений: монография | Институт консультирования и системных решений, 2013 | |
Л2.6 | Уинслэйд Джон, Монк Джеральд Пер. с англ. Д. А. Кутузовой под общ. ред. Л. М. Карнозовой | Нарративная медиация: монография | MOO Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 | |
Л2.7 | Иванова Е.Н. | Коммуникативные инструменты конфликтолога: монография | Санкт-Петербургское философское общество, 2008 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Солдатова Г.В. | Служба медиации в образовательной организации. : Учебно-методическое пособие | , 2015 | |
Л3.2 | Климентов В.Л. | Медиация в схемах и таблицах. : методическое пособие | «Радуница», 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиация (Московская школа конфликтологии) | conflictmanagement.ru | ||
Э2 | Ресурсный центр медиации | mediators.ru | ||
Э3 | Федеральный институт медиации | fedim.ru | ||
Э4 | Вестник федерального института медиации | fimvestnik.ru | ||
Э5 | Научно-методический центр медиации и права | mediacia.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
310Л | учебный класс для группового психологического консультирования и психотерапии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; мягкая мебель (диван (1 шт.), кресла (2 шт.); журнальный столик (1 шт.) |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося. Цели самостоятельной работы: • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; • углубление и расширение теоретических знаний; • формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу; • развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности; • формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; • развитие исследовательских умений и академических навыков. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики. Технология организации самостоятельной работы студентов включает возможности использования дополнительной литературы и дистанционных информационных ресурсов Moodle. |