МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиация и медиативные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮридическая психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат социол.наук, доцент, Янова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
кандидат юрид.наук, доцент, Рехтина Ирина Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Медиация и медиативные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 <Юриспруденция> (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.03.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.03.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о медиации в структуре профессиональной деятельности, обеспечить методическую подготовку специалистов по урегулированию конфликтов (рассмотреть нормативно-правовые, процедурно-технологические и психотехнические основы деятельности медиатора).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.универсальные принципы и отраслевую специфику в применении процедуры и технологии медиации.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять медиативный подход в профессиональной деятельности с использованием процедуры медиации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ключевыми навыками деятельности медиатора на профессиональной и непрофессиональной основе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в медиацию.
1.1. Медиация в системе альтернативного разрешения споров (АРС). Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.1
1.2. Институт медиации: история и современность, зарубежный и отечественный опыт. Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.1, Л2.3
1.3. Понятие медиативного подхода и метода. Сферы применения медиации. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1
1.4. Практика применения медиации к различным категориям споров. Медиация в судебной и внесудебной практике. Практические 1 1 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.5. Нормативно-правовая база медиации. Закон о медиации, профессиональный стандарт и кодекс медиатора. Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Общий и специальный тезаурус медиации.
2.1. Принципы процедуры медиации. Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1
2.2. Понятийный аппарат медиации. Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.1, Л3.2
2.3. Виды, модели и стили медиации. Практические 1 1 ПК-2 Л1.1
2.4. Виды, модели и стили медиации. Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.6, Л2.4
2.5. Конфликтологический, юридический и психологический тезаурус медиации. Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Медиация как процедура.
3.1. Диагностика медиабельности случая конфликта. Сам. работа 1 1 ПК-2 Л1.2, Л2.5
3.2. Понятие процедуры медиации: структура и алгоритм реализации. Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.2, Л2.5
3.3. Стадии медиации и технологические этапы. Результат медиации. Практические 1 1 ПК-2 Л1.2, Л2.5
3.4. Инструментарий медиации: методики. Практические 1 1 ПК-2 Л1.2, Л2.5
Раздел 4. Медиация как технология.
4.1. Управление коммуникацией в медиации: копинги и интервенции Практические 1 1 ПК-2 Л1.2, Л2.7, Л2.6
4.2. Медиативное интервью, медиативный дискурс, медиативная культура отношений. Практические 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.7, Л2.2
4.3. Медиативное и мировое соглашение, соотношение с судебным решением.Исполнение медиативного соглашения. Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.1
Раздел 5. Модель компетенций медиатора.
5.1. Профессиональные и личные компетенции медиатора. Сам. работа 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.4
5.2. Программы подготовки медиаторов. Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.1
5.3. Тренинг медиативных навыков. Лабораторные 1 2 ПК-2 Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теоретические вопросы:
Место и роль медиации в системе АРС.
История медиации: зарубежный и отечественный опыт.
Медиация как процедура и технология.
Виды, модели и стили медиации.
Модель компетенций медиатора.
Функции медиатора. Цели и задачи медиатора на стадиях медиации.
Медиативное интервью как инструмент медиации.
Диагностика медиабельности конфликта.
Инструментарий медиации: Методика «Карта конфликта».
Инструментарий медиации. Методика «Карта медиации».
Принятие решений в медиации: процессуальный и технологический аспекты.
Медиативный дискурс и медиативное мышление.
Управление коммуникацией в медиации. Фокус интервенций медиатора на разных стадиях.
Работа с медиативным соглашением: ответственность сторон и функции медиатора.

2. Практические задания (игровые кейсы):
Представление медиатора.
Представление сторон.
Оценка медиабельности случая.
Запрос на медиацию.
Предмет спора и зона разногласий.
Выявление позиций, интересов и ожиданий сторон.
Дискуссия сторон по выработке решения.
Кокус в медиации.
Составление и оценка медиативного соглашения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. А.Д.Карпенко, А.Д.Осиновского Медиация: Учебник: учебник Статус, 2016
Л1.2 Шамликашвили Ц.А Основы медиации как процедуры урегулирования споров. : Учебное пособие МЦУПК, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Максудов Р.Р. Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития.: монография МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013
Л2.2 Шамликашвили Ц.А., Никитина Е.С. Введение в диалогику (серия Медиация и право): монография Издательство «МЦУПК», 2011
Л2.3 Гэри Фридман, Джэк Химмельстайн (перевод с англ.) Вызов конфликту (серия Медиация и право): монография Издательство «МЦУПК», 2011
Л2.4 Фрэдди Стрэссер, Пол Рэндольф (перевод с англ.) Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов: Издательство «МЦУПК», 2011
Л2.5 лаврова Н.М., Лавров М.М., Лавров Н.В. Медиация.Принятие ответственных решений: монография Институт консультирования и системных решений, 2013
Л2.6 Уинслэйд Джон, Монк Джеральд Пер. с англ. Д. А. Кутузовой под общ. ред. Л. М. Карнозовой Нарративная медиация: монография MOO Центр «Судебно-правовая реформа», 2009
Л2.7 Иванова Е.Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога: монография Санкт-Петербургское философское общество, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации. : Учебно-методическое пособие , 2015
Л3.2 Климентов В.Л. Медиация в схемах и таблицах. : методическое пособие «Радуница», 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиация (Московская школа конфликтологии) conflictmanagement.ru
Э2 Ресурсный центр медиации mediators.ru
Э3 Федеральный институт медиации fedim.ru
Э4 Вестник федерального института медиации fimvestnik.ru
Э5 Научно-методический центр медиации и права mediacia.com
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Л учебный класс для группового психологического консультирования и психотерапии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; мягкая мебель (диван (1 шт.), кресла (2 шт.); журнальный столик (1 шт.)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Цели самостоятельной работы:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;
• развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений и академических навыков.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Технология организации самостоятельной работы студентов включает возможности использования дополнительной литературы и дистанционных информационных ресурсов Moodle.