МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы психолингвистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 0 0 6 6
Практические 0 0 6 6 6 6
Сам. работа 66 66 129 129 195 195
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент каф.общей и прикладной психологии, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
д.псих.н., зав.каф.общей и прикладной психологии, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы психолингвистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи.

Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
ПК-6 способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы психолингвистики как теории речевой деятельности, парадигмы междисциплинарных исследований психологии языка и речи, модели образования, восприятия, понимания речи, ключевые вопросы мозговой организации речевых процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться психолингвистическими методиками исследования экспериментального материала, проводить психологическую оценку детской речи, применять речевые приемы семантического воздействия.
применять риторические средства и приёмы воздействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами анализа онтогенеза речи, навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, приемами оценки нарушений в развитии языка и речи (онтогенез\патогенез речи).
оценкой способов вербального поведения, включая эксплицитно выраженную агрессию и псевдологическую аргументацию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психолингвистику
1.1. Предмет и объект психолингвистики. Междисциплинарный статус и научные парадигмы. Лекции 4 1 ПК-6 Л1.1, Л3.1
1.2. Язык как феномен сознания. Языковое сознание как объект психолингвистики. Лекции 4 1 ПК-6 Л1.1
Раздел 2. Семиотические основы психолингвистики.
2.1. Понятие знака и знаковой системы. Классификация знаков. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1
2.2. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.Семиология и психосемиотика. Лекции 4 1 ПК-6 Л1.1
2.3. Значение как функция содержания знака.Виды значений. Психологическая структура значения. Лекции 4 1 ПК-6 Л1.1
Раздел 3. Категории и понятия в психолингвистике.
3.1. Звук-буква-фонема-морфема-слово.Теория звукобуквы и графона.Психофонетика. Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.1
3.2. Слово и понятие.Лексическое и ассоциативное поле. Лексикология. Сам. работа 4 4 ПК-6 Л2.5
3.3. Концепт и категория. Механизмы категоризации и концептуализации.Эмоциональная и когнитивная природа концепта. Лекции 4 1 ПК-6 Л2.5
3.4. Языковой тип и речевой жанр. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения. Практические 5 1 ПК-2 Л2.7
Раздел 4. Становление основных научных направлений в психолингвистики.
4.1. Возникновение и развитие ассоцианистского направления Сам. работа 4 4 ПК-6 Л1.3
4.2. Возникновение и развитие функционализма. Сам. работа 4 4 Л1.3
4.3. Возникновение и развитие трансформационистского направления Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.3
4.4. Возникновение и развитие генеративизма. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.3
4.5. Возникновение и развитие конструктивизма. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.3
4.6. Современные направления отечественной психолингвистики Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.3
4.7. Современные направления когнитивизма. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.3
4.8. Современные направления зарубежной психолингвистики Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1
Раздел 5. Методы психолингвистических исследований
5.1. Психология звука. Экспериментальные исследования в области фонетики Практические 5 1 ПК-2 Л2.1
5.2. Психология слова. Ассоциативный подход к значению слова Практические 5 1 ПК-6 Л1.3
5.3. Психология текста. Психолингвистические системы контент-анализа Практические 5 1 ПК-2 Л2.7
5.4. Психолингвистические тестовые системы Сам. работа 4 8 ПК-2 Л3.2, Л2.7
5.5. Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1
Раздел 6. Ркечевая деятельность и речевое поведение.
6.1. Теория речевой деятельности и речевого поведения Лекции 4 1 ПК-6 Л2.6
6.2. Онтогенез речи. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л2.6
6.3. Производство речи. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л2.6
6.4. Восприятие и понимание речи. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л2.6
Раздел 7. Дискурс как объект исследования в современной психолингвистике
7.1. Дискурс как ментально-речевой конструкт, когнитивная организация дискурса Сам. работа 4 2 ПК-6 Л2.5, Л2.7
7.2. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе Практические 5 1 ПК-2 Л2.3
Раздел 8. Детская речь и психолингвистика развития.
8.1. Онтогенез речи.Проблемы психолингвистики развития. Практические 5 1 ПК-6 Л2.6
8.2. Психология развития детской речи. Сам. работа 4 4 ПК-2, ПК-6 Л2.2
8.3. Внутренняя речь. Универсальный предметный код. Сам. работа 4 4 ПК-6
Раздел 9. Вопросы мозговой организации речевых процессов. Нейролингвистика и патопсихолингвистика.
9.1. Введение в проблематику мозговой организации речевых процессов. Сам. работа 4 4 ПК-6 Л2.6, Л1.1, Л1.2
9.2. Характеристика основных речевых патологий личности. Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-6 Л2.6, Л1.2
Раздел 10. Прикладные аспекты психолингвистики.
10.1. Судебная психолингвистика Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.1
10.2. Медиа-психолингвистика Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.2, Л2.5
10.3. Нейропсихолингвистика Сам. работа 5 8 ПК-6 Л2.6
10.4. Этнопсихолингвистика Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.2
10.5. Гендерная психолингвистика Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.2
10.6. Политическая психолингвистика Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.2
10.7. Математическая психолингвистика Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.2
10.8. Лингвоперсонология Сам. работа 5 8 ПК-6 Л3.1
10.9. Экспериментальная психосемантика Сам. работа 5 8 ПК-2 Л2.1, Л3.1
10.10. Субъективная семантика Сам. работа 5 8 ПК-2 Л3.1
10.11. Когнитивная психолингвистика Сам. работа 5 8
10.12. Ментальный лексикон и ментальная грамматика Сам. работа 5 9 ПК-6 Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

1. Психолингвистика как экспериментальная наука. Теоретическое и практическое значение психолингвистики.
2. Функционализм как направление в психолингвистике.
3. Ассоцианизм как направление в психолингвистике.
4. Трансформационистское и генеративистское направление в психолингвистике.
4. Когнитивная психолингвистика.
5. Радикальный конструктивизм в психолингвистике.
6. История отечественной психолингвистики.
7. Ассоциативный подход к значению слова. Методика свободного ассоциативного эксперимента. Ассоциативные нормы в языке: словари ассоциативных норм. Типология вербальных ассоциаций. Методики направленного ассоциативного эксперимента.
8. Подходы к проблеме анализа значения слова: ассоциативный, параметрический,
признаковый, прототипный, ситуационный. Психологическое значение слова.
9. Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда. Метод градуального эталона. Метод прототипа Э.Рош.
10. Методика измерения смысловой близости слов на основе сосудистых рефлексов (А.Р. Лурия и О.С.
Виноградова). Изучение семантической структуры слова с помощью метода прямого толкования.
11. Методика изучения когнитивных семантических структур с помощью классификаций (Дж. Миллер).
12. Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе. Модели организации ментального лексикона.
13. Экспериментальное изучение предложения. Методики выявления трансформационных преобразований предложения (Дж. Миллер; Г. Сэвин и Э. Перчонок; Д. Слобин). Экспериментальное изучение развернутого текста: методика ключевых слов (А.С. Штерн, С. Сиротко-Сибирский).
14. Лексикология. Слова и понятия.
15. Детская речь как материал психолингвистических исследований. Приобретение звуков языка ребенком. Речь для себя и речь для других. «От мыслей вслух - к мысли для себя»: развитие речи ребенка.
16. Онтогенез речи. Характеристика основных этапов онтогенеза речи. Онтогенетическая психолингвистика.
17. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и речевая деятельность. Методики исследования
латерализации функций.
18. Патология речи. Речь больных с афазией как материал психолингвистических исследований.
19. Патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности.
20. Речь в состоянии эмоциональной напряженности, в измененном состоянии сознания, при акцентуациях и психопатиях.
21. Нарушения и дефекты речи.
22. Психофонетический анализ слова (связь звучания со смыслом). Психофонетика и фоносемантика.
23. Модели производства речи. Динамика подходов к моделированию процессов речепроизводства.
24. Модели восприятия речи. Звучащий и записанный текст: особенности устной и письменной речи.
25. Модели восприятия речи: моторная, неомоторная (теория) восприятия речи и теория прямого восприятия.
26. Модели понимания речи. Роль слова в понимании текста. Опоры при понимании высказывания.
27. Текст как объект психолингвистики. Включенность текста в неречевую деятельность. Свойства текста.
28. Текст и дискурс. Дискурсивная личность. Экспериментальные методы исследования дискурса.
29. Языковая личность в лингвоперсонологии. Языковые типы и речевые жанры.
30.Языковые лакуны: определения, свойства, приемы компенсации.
31. Психологические аспекты в исследовании билингвизма.
32. Проблема языковых способностей. Когнитивные стили в изучении иностранных языков.
33. Стратегии овладения и пользования языком. Основные виды стратегий и возможности их обнаружения.
Стратегии пользования языком при производстве речи. Стратегии идентификации слов и понимания текста.
34. Концепт как категория психолингвистики. Исследования механизмов категоризации и концептуализации.
35. Психофизиологические механизмы речи.
36. Проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и сознания, языка и речи.
37. Семиотические основы психолингвистики. Функции и типы знаков.
38. Понятие и уровни семиозиса. Синтактика, семантика, прагматика.
39. Денотативная и десигнативная семантика. Экстенсиональная и интенсиональная семантика.
40. Понятие универсального предметного кода.
41. Теория речевой деятельности А.А.Леонтьева.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Л.С. Выготский — основоположник отечественной психолингвистики.
2. Парадигмы психолингвистики в работах отечественных ученых.
3. Особенности становления и развития психолингвистики в 50-60–х гг.
4. Современные направления психолингвистики.
5. Психологическая теория деятельности: история и современность.
6. Речевая деятельность и другие виды деятельности.
7. Речевая деятельность: структура и компоненты.
8. Механизмы речевой деятельности.
9. Язык, речь и текст.
10. Язык и мышление.
11. Язык и сознание.
12. Язык как система.
13. Языковая картина мира.
14. Понятие и слово.
15. Слово в речевом механизме человека: основные подходы.
16. Основные этапы развития детской речи.
17. Детское словотворчество.
18. Речевые ошибки и уровни языка.
19. Психолингвистические признаки агрессивной речи.
20. Формы существования значения.
21. Психолингвистические проблемы значения.
22. Психосемантические проблемы значения.
23. Значение и смысл. Новые тенденции в трактовке значения слова.
24. Проблема категоризации и связанные с ней дискуссии.
25. Понятие концепта и концептосферы в когнитивной психолингвистике.
26. Понятие ментального лексикона.
27. Структура ментального лексикона.
28. Психолингвистические методы исследования ментального лексикона.
29. Основные модели семантической памяти.
30. Механизмы опознавания слов и поиска их в памяти.
31. Функционирование слова в сознании человека.
32. Экспериментальное изучение лексики.
33.Актуальные вопросы прикладной психолингвистики.
34. Психолингвистические аспекты грамматики.
35. Гендерные исследования речевого поведения.
36. Коммуникативные стратегии речевого воздействия.
37. Судебная психолингвистика.
38. Этнопсихолингвистика.
39. Психолингвистическая диагностика личности.
40. Вклад Н.И.Жинкина в развитие ключевых идей психолингвистики
28. Психолингвистические методы исследования ментального лексикона.
32. Экспериментальное изучение лексики.
39. Психолингвистическая диагностика личности.
18. Речевые ошибки и уровни языка.
19. Психолингвистические признаки агрессивной речи.
36. Коммуникативные стратегии речевого воздействия.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кун Томас, Фрумкина Р.М., Касевич В.Б. Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие Флинта: Наука, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103797
Л1.2 Глухов В.П. ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник для вузов Москва : Директ-Медиа, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210597
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие Эксмо , 2010
Л2.2 Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики : Электронный ресурс Лань, 2011 e.lanbook.com
Л2.3 Буянова Л.Ю., Нечай Ю.П. Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации: механизмы экспликации и концептуализации: монография: монография "ФЛИНТА" , 2016 e.lanbook.com
Л2.4 Маслова В.А Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
Л2.5 Алефиренко Н.Ф. Когнитивно-прагматические истоки фраземосемиозиса: монография Флинта, 2018 e.lanbook.com
Л2.6 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для вузов Смысл, 2005
Л2.7 Чернявская В.Е Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психолингвистика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография URSS, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.csa.ru/Minerva/review.html информационная справочная система по психолингвистике и нейролингвистике (проект Минерва, СПбГУ, Фонд Сороса)
Э2 http://www.biblioclub.ru/book/39168/
Э3 Жинкин Н. И. Механизмы речи Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
Э4 http://www.biblioclub.ru/book/39195/
Э5 Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Москва: Директ-Медиа, 2008. - 547 с.
Э6 Журналы на иностранном языке:
Э7 1. BRAIN AND LANGUAGE http://www.sciencedirect.com/science/journal/0093934X
Э8 2. COGNITIVE PSYCHOLOGY http://www.sciencedirect.com/science/journal/00100285
Э9 3. JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200830&
Э10 Монографии на иностранном языке:
Э11 1. Psychology of Language by Michael A Forrester http://www.sagepub.com/books/Book204725
Э12 2. Naming the Mind How Psychology Found Its Language by Kurt Danziger http://www.sagepub.com/books/Book204381
Э13 3.Jerome Bruner Language, Culture and Self by David Bakhurst, Stuart G Shanker http://www.sagepub.com/books/Book205930
Э14 4.Child Language Acquisition and Development by Matthew Saxton http://www.sagepub.com/books/Book226924
Э15 Основы психолингвистики. Психология языка и речи portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМКД по курсу Психолингвистика

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655.
Аннотация
Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология».
Полный список литератуы по курсу представлен в пособии.