МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолингвистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
д.псих.н., профессор, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Психолингвистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.пс.н, Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.пс.н, Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи.

Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-4 способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы психолингвистики: парадигмы исследований психологии языка и речи, языковые универсалии, модели образования, восприятия, понимания речи;
основы психонейролингвистики и патопсихолингвистики: ключевые вопросы мозговой организации речевых процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать экспериментальные методы анализа языка и речи, проводить оценку и диагностику речи, речевых ошибок, нарушений и патологий;
применять методы выявления и оценки речевых нарушений и патологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами анализа онтогенеза речи, навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, методами диагностики онтогенеза и патогенеза речи;
навыками анализа речевых процессов в условиях несформированности или распада личности, психических отклонениях и растройствах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психолингвистику
1.1. Предмет и объект психолингвистики. Междисциплинарный статус и научные парадигмы. Лекции 10 2 ПК-4 Л2.9, Л2.4, Л3.1
1.2. Язык как феномен сознания. Языковое сознание как объект психолингвистики. Лекции 10 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.7, Л2.1, Л2.2, Л2.5
1.3. Семиотические, семиологические и семантические основы исследования психики и сознания. Лекции 10 2 ПК-4
Раздел 2. Семиотические основы психолингвистики.
2.1. Понятие знака и знаковой системы. Классификация знаков. Лекции 10 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.7
2.2. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.Семиология и психосемиотика. Лекции 10 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.5
2.3. Проблема значения и смысла в языкознании и психологии. Значение как единица речи, языка, мышления и сознания. Лекции 10 2 ОПК-2, ПК-4
2.4. Значение как функция содержания знака: денотативное, десигнативное, канотативное значение. Структура знака (сигнификат, экстенсионал ,интенсионал) и виды значений Лекции 10 2 ОПК-2, ПК-4
Раздел 3. Категории и понятия в психолингвистике.
3.1. Психофонетика. Теория звукобуквы и графона речи. Практические 10 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.3, Л2.6
3.2. Лексикология. Слово и понятие. Лексическое и ассоциативное поле Сам. работа 10 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.4, Л2.2, Л2.3
3.3. Когнитивная лингвистика. Концепт и категория. Механизмы категоризации и концептуализации. Эмоциональная и когнитивная природа концепта. Практические 10 2 ПК-4 Л2.4, Л2.5
3.4. Лингвоперсонология. Языковой тип и речевой жанр. Практические 10 1 ОПК-2
3.5. Непрямая коммуникация. Паралингвистика Практические 10 2 ОПК-2
Раздел 4. Становление основных научных направлений в психолингвистики.
4.1. Возникновение и развитие ассоцианистского направления Сам. работа 10 2 ПК-4 Л2.9, Л2.4, Л2.2, Л1.2
4.2. Возникновение и развитие функционализма. Сам. работа 10 2 ПК-4
4.3. Возникновение и развитие трансформационистского направления Сам. работа 10 2 ПК-4
4.4. Возникновение и развитие генеративизма. Сам. работа 10 2 ПК-4
4.5. Возникновение и развитие конструктивизма. Сам. работа 10 2 ПК-4
4.6. Ментализм: ментальная грамматика и ментальный лексикон. Практические 10 2 ПК-4 Л2.4
4.7. Экспериментальная психосемантика и субъективная семантика. Практические 10 2 ОПК-2 Л1.1
Раздел 5. Методы психолингвистических исследований
5.1. Психология звука. Экспериментальные исследования в области фонетики Практические 10 1 ПК-4
5.2. Психология слова. Ассоциативный подход к значению слова Сам. работа 10 2 ПК-4 Л2.4
5.3. Психология текста. Психолингвистические системы контент-анализа Сам. работа 10 2 ПК-4
5.4. Экспертные системы семантического моделирования Практические 10 1 ПК-4 Л3.2
5.5. Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе Практические 10 2 ПК-4 Л1.1
Раздел 6. Ркечевая деятельность и речевое поведение.
6.1. Теория речевой деятельности и речевого поведения Практические 10 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.7, Л2.3
6.2. Онтогенез речи. Практические 10 2 ПК-4 Л2.9, Л2.7, Л2.3
6.3. Производство речи. Практические 10 2 ПК-4 Л2.7, Л2.3
6.4. Восприятие и понимание речи. Практические 10 2 ПК-4 Л2.7, Л2.3
Раздел 7. Дискурс как объект исследования в современной психолингвистике
7.1. Дискурс как ментально-речевой конструкт, когнитивная организация дискурса Лекции 10 2 ОПК-2 Л2.10
7.2. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе Практические 10 1 ОПК-2 Л2.10
Раздел 8. Детская речь и психолингвистика развития.
8.1. Онтогенез речи.Проблемы психолингвистики развития. Практические 10 2 ПК-4 Л2.1, Л2.4
8.2. Психология развития детской речи. Лекции 10 2 ПК-4 Л2.4
8.3. Внутренняя речь. Универсальный предметный код. Лекции 10 2 ПК-4 Л2.4, Л2.2
Раздел 9. Вопросы мозговой организации речевых процессов. Нейролингвистика и патопсихолингвистика.
9.1. Предмет нейролингвистики. Лекции 10 2 ПК-4
9.2. Введение в проблематику мозговой организации речевых процессов. Практические 10 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.6
9.3. Характеристика основных речевых патологий личности. Практические 10 4 ПК-4 Л2.4, Л2.6
Раздел 10. Прикладные аспекты психолингвистики.
10.1. Судебная психолингвистика Сам. работа 10 4 ПК-4 Л1.1
10.2. Нейропсихолингвистика Сам. работа 10 8 Л2.5, Л2.8
10.3. Этнопсихолингвистика Сам. работа 10 4 ОПК-2 Л3.2
10.4. Гендерная психолингвистика Сам. работа 10 4 ОПК-2 Л3.2
10.5. Лингвоперсонология Сам. работа 10 4 ОПК-2
10.6. Экспериментальная и субъективная психосемантика Сам. работа 10 4 ОПК-2 Л3.1
10.7. Онтолингвистика Сам. работа 10 4 ОПК-2 Л3.1
10.8. Ментальный лексикон и ментальная грамматика Сам. работа 10 4 ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Психолингвистика как экспериментальная наука. Теоретическое и практическое значение психолингвистики. 2.Принципиальные возможности психолингвистического эксперимента. Понятие “отрицательного языкового материала”.
3. Ассоцианистское направление в психолингвистике.
4. Трансформационистское направление в психолингвистике.
4. Когнитивное направление в психолингвистике.
5. История отечественной психолингвистики.
6. Ментальный лексикон с позиций разных подходов.
7. Экспериментальное изучение слов и групп слов. Значение слова и возможности его описания.
8. Ассоциативный подход к значению слова. Методика свободного ассоциативного эксперимента. Ассоциативные нормы в языке: словари ассоциативных норм. Типология вербальных ассоциаций. Методики направленного ассоциативного эксперимента.
9. Психолингвистические методики с использованием субъективного шкалирования и их надежность. Методика
семантического дифференциала Ч. Осгуда. Метод градуального эталона.
10. Методика измерения смысловой близости слов на основе сосудистых рефлексов (А.Р. Лурия и О.С.
Виноградова). Принципиальные возможности изучения семантической структуры слова с помощью метода прямого толкования.
11. Методика изучения когнитивных семантических структур с помощью классификаций (Дж. Миллер). Методика изучения семантической структуры слова с помощью толкований.
12. Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе. Модели организации ментального
лексикона. (краткая характеристика).
13. Экспериментальное изучение предложения. Методики выявления психологической реальности
трансформационных преобразований предложения (Дж. Миллер; Г. Сэвин и Э. Перчонок; Д. Слобин). Экспериментальное изучение развернутого текста: методика ключевых слов (А.С. Штерн, С. Сиротко-Сибирский). Цельность и связность. Лакунарные тексты.
14. Детская речь как материал психолингвистических исследований (особенности развития языковой способности ребенка).
15. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и речевая деятельность. Методики исследования
латерализации функций.
16. Патология речи. Речь больных с афазией как материал психолингвистических исследований.
17. Патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности. Речь в состоянии эмоциональной напряженности, в измененном состоянии сознания, при акцентуациях и психопатиях.
18. Нарушения и дефекты речи.
19. Психофонетический анализ слова (связь звучания со смыслом).
20. Модели производства речи. Динамика подходов к моделированию процессов речепроизводства.
21. Модели восприятия речи. Звучащий и записанный текст: особенности восприятия речи со слуха и письменной
речи.
22. Модели понимания речи. Роль слова в понимании текста. Опоры при понимании высказывания.
23. Текст как объект психолингвистики. Слово-высказывание-текст. Затекст-текст-подтекст. Включенность текста в неречевую деятельность. Производство и восприятие текста. Свойства текста. Многозначность текста.
24. Экспериментальные методы исследования дискурса.
25.Языковые лакуны: определения, свойства, приемы компенсации.
26. Психологические аспекты в исследовании билингвизма.
27. Когнитивные стили в изучении иностранных языков.
28. Психолингвистические подходы к проблеме анализа значения слова: ассоциативный, параметрический,
признаковый, прототипный, ситуационный.
29. Стратегии овладения и пользования языком. Основные виды стратегий и возможности их обнаружения.
Стратегии пользования языком при производстве речи. Стратегии идентификации слов и понимания текста.
30. Проблемы когнитивной психолингвистики. Концепт как категория психолингвистики. Исследования
Категоризации и концептуализации.
31. Психофизиологические механизмы речи.
32. Онтогенез речи. Характеристика основных этапов онтогенеза речи. Онтогенетическая психолингвистика.
33. Проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и сознания, языка и речи.
34. Семиотические основы психолингвистики.
35. Понятие универсального предметного кода.
36. Теория речевой деятельности А.А.Леонтьева.
37. Модели восприятия речи: моторная модель, неомоторная модель (теория) восприятия речи и теория прямого
восприятия.
38. Типы мышления и индивидуальные когнитивные стили: психодиагностика в психолингвистике.
39. Приобретение звуков языка ребенком. Речь для себя и речь для других. «От мыслей вслух - к мысли для себя»: развитие речи ребенка.
40. Проблемы мозговой организации речевых процессов.
41. Предмет и методы психонейролингвистики.
42. Предмет и методы патопсихолингвистики.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов.
2. Речевые патологии при психопатиях и акцентуациях.
3. Речевые нарушения, связанные с локальными поражениями мозга и дисфункцией сенсорных систем.
4. Речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью.
5. Речевые нарушения, связанные с затруднениями в реализации моторной программы (заикание, дисфония, брадилалия, тахилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия).
6. Дефекты в развитии речи.
7. Оперативные принципы и языковые универсалии в детской речи.
8. Детское словотворчество.
9. Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности.
10. Психосемиотика телесности.
11. Афазия и восстановительное обучение.
12. Проблемы современной нейролингвистики.
13. Проблемы современной патолингвистики.
14. Развитие речи и интеллекта у детей с нарушением логогенеза.
15. Ментальный лексикон при распаде языковой системы у больных с афазией.
16. Метод вызванных потенциалов мозга в экспериментальной психолингвистике.
17. Методы нейровизуализации и картирования в нейропсихолингвистике.
18. Проблема «мозг и язык» в современной психолингвистике.
19. Проблема «язык и сознание» в современной психолингвистике.
20. Язык мозга и язык мысли: вызовы современной когнитологии.
21. Психологические проблемы билингвизма.
22. Эволюционная биология и психология о проблеме эволюции языка.
23. Аддиктивные расстройства и расстройства речемыслительной деятельности.
24. Цифровая личность в социальной сети: психическое здоровье и безопасность.
25. Дискурсивные способности в когнитивно-бихевиоральной терапии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кун Томас, Фрумкина Р.М., Касевич В.Б. Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие Флинта: Наука, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103797
Л1.2 Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник для вузов Москва : Директ-Медиа, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210597
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ушакова Т.Н. Психолингвистика.: Учебник для гуманитарных специальностей СПб, 2000
Л2.2 Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник Московский психолого-социальный институт, 2003
Л2.3 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность : монография Издательство ЛКИ, 2008
Л2.4 Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учебное пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л2.5 Зинченко В.П. Мышление и язык: Учебное пособие Международный университет природы, общества и человека "Дубна"., 2001
Л2.6 Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика: Учебное пособие Лабиринт, 2009
Л2.7 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для вузов Смысл, 2005
Л2.8 Журавлев И.В. Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности.: Монография УРСС, 2007
Л2.9 Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие Лабиринт, 2006
Л2.10 Макаров М.Л Основы теории дискурса: Монография УРСС, 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психолингвистика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография URSS, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 информационная справочная система по психолингвистике и нейролингвистике (проект Минерва, СПбГУ) www.csa.ru
Э2 Жинкин Н. И. Механизмы речи Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. www.biblioclub.ru
Э3 Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Москва: Директ-Медиа, 2008. - 547 с. www.biblioclub.ru
Э4 Журналы на иностранном языке:
Э5 1. BRAIN AND LANGUAGE www.sciencedirect.com
Э6 2. COGNITIVE PSYCHOLOGY www.sciencedirect.com
Э7 3. JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY www.sagepub.com
Э8 Монографии на иностранном языке:
Э9 1. Psychology of Language by Michael A Forrester http://www.sagepub.com/books/Book204725
Э10 2. Naming the Mind How Psychology Found Its Language by Kurt Danziger http://www.sagepub.com/books/Book204381
Э11 3.Jerome Bruner Language, Culture and Self by David Bakhurst, Stuart G Shanker http://www.sagepub.com/books/Book205930
Э12 4.Child Language Acquisition and Development by Matthew Saxton http://www.sagepub.com/books/Book226924
Э13 Теоретическая и прикладная лингвистика: курс лекций. / Иссерс О.С Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 2017 314с. e.lanbook.com
Э14 Введение в когнитивную лингвистику/Маслова В.А Издательство "ФЛИНТА 2016 296с. e.lanbook.com
Э15 Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие./ Чернявская В.Е Издательство "ФЛИНТА" 2016 203с. e.lanbook.com
Э16 Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 432 с. Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7EAC272C-B689-44A9-B78D-2238D80B8E25
Э17 Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E1B90668-CA29-4E66-B046-686EEBAD5C0E.
Э18 Онтолингвистика (язык в зеркале детской речи)/ Гридина Т.А. Издательство "ФЛИНТА" 2013 188стр e.lanbook.com
Э19 Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики [Электронный ресурс] / Т.Н. Ушакова. — Электрон. дан. — Москва : , 2011. — 524 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/108884.
Э20 Глухов, В.П. Практикум по психолингвистике [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.П. Глухов. — Электрон. дан. — Москва : МПГУ, 2017. — 180 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107343.
Э21 Основы психолингвистики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение:
• Windows 7 Professional;
• Office 2010 Professional
• 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
• AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
• DjVu reader, http://djvureader.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655.
Аннотация
Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология».