Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.пс.н, Каширский Д.В.
1.1. | Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи. Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-2 | готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-4 | способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы психолингвистики: парадигмы исследований психологии языка и речи, языковые универсалии, модели образования, восприятия, понимания речи; основы психонейролингвистики и патопсихолингвистики: ключевые вопросы мозговой организации речевых процессов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать экспериментальные методы анализа языка и речи, проводить оценку и диагностику речи, речевых ошибок, нарушений и патологий; применять методы выявления и оценки речевых нарушений и патологий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основами анализа онтогенеза речи, навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, методами диагностики онтогенеза и патогенеза речи; навыками анализа речевых процессов в условиях несформированности или распада личности, психических отклонениях и растройствах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психолингвистику | ||||||
1.1. | Предмет и объект психолингвистики. Междисциплинарный статус и научные парадигмы. | Лекции | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.9, Л2.4, Л3.1 |
1.2. | Язык как феномен сознания. Языковое сознание как объект психолингвистики. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.7, Л2.1, Л2.2, Л2.5 |
1.3. | Семиотические, семиологические и семантические основы исследования психики и сознания. | Лекции | 10 | 2 | ПК-4 | |
Раздел 2. Семиотические основы психолингвистики. | ||||||
2.1. | Понятие знака и знаковой системы. Классификация знаков. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.7 |
2.2. | Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.Семиология и психосемиотика. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.5 |
2.3. | Проблема значения и смысла в языкознании и психологии. Значение как единица речи, языка, мышления и сознания. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | |
2.4. | Значение как функция содержания знака: денотативное, десигнативное, канотативное значение. Структура знака (сигнификат, экстенсионал ,интенсионал) и виды значений | Лекции | 10 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | |
Раздел 3. Категории и понятия в психолингвистике. | ||||||
3.1. | Психофонетика. Теория звукобуквы и графона речи. | Практические | 10 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.3, Л2.6 |
3.2. | Лексикология. Слово и понятие. Лексическое и ассоциативное поле | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.4, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Когнитивная лингвистика. Концепт и категория. Механизмы категоризации и концептуализации. Эмоциональная и когнитивная природа концепта. | Практические | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.4, Л2.5 |
3.4. | Лингвоперсонология. Языковой тип и речевой жанр. | Практические | 10 | 1 | ОПК-2 | |
3.5. | Непрямая коммуникация. Паралингвистика | Практические | 10 | 2 | ОПК-2 | |
Раздел 4. Становление основных научных направлений в психолингвистики. | ||||||
4.1. | Возникновение и развитие ассоцианистского направления | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.9, Л2.4, Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Возникновение и развитие функционализма. | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-4 | |
4.3. | Возникновение и развитие трансформационистского направления | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-4 | |
4.4. | Возникновение и развитие генеративизма. | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-4 | |
4.5. | Возникновение и развитие конструктивизма. | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-4 | |
4.6. | Ментализм: ментальная грамматика и ментальный лексикон. | Практические | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.4 |
4.7. | Экспериментальная психосемантика и субъективная семантика. | Практические | 10 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 5. Методы психолингвистических исследований | ||||||
5.1. | Психология звука. Экспериментальные исследования в области фонетики | Практические | 10 | 1 | ПК-4 | |
5.2. | Психология слова. Ассоциативный подход к значению слова | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.4 |
5.3. | Психология текста. Психолингвистические системы контент-анализа | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-4 | |
5.4. | Экспертные системы семантического моделирования | Практические | 10 | 1 | ПК-4 | Л3.2 |
5.5. | Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе | Практические | 10 | 2 | ПК-4 | Л1.1 |
Раздел 6. Ркечевая деятельность и речевое поведение. | ||||||
6.1. | Теория речевой деятельности и речевого поведения | Практические | 10 | 2 | ОПК-2, ПК-4 | Л2.7, Л2.3 |
6.2. | Онтогенез речи. | Практические | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.9, Л2.7, Л2.3 |
6.3. | Производство речи. | Практические | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.7, Л2.3 |
6.4. | Восприятие и понимание речи. | Практические | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.7, Л2.3 |
Раздел 7. Дискурс как объект исследования в современной психолингвистике | ||||||
7.1. | Дискурс как ментально-речевой конструкт, когнитивная организация дискурса | Лекции | 10 | 2 | ОПК-2 | Л2.10 |
7.2. | Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе | Практические | 10 | 1 | ОПК-2 | Л2.10 |
Раздел 8. Детская речь и психолингвистика развития. | ||||||
8.1. | Онтогенез речи.Проблемы психолингвистики развития. | Практические | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л2.4 |
8.2. | Психология развития детской речи. | Лекции | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.4 |
8.3. | Внутренняя речь. Универсальный предметный код. | Лекции | 10 | 2 | ПК-4 | Л2.4, Л2.2 |
Раздел 9. Вопросы мозговой организации речевых процессов. Нейролингвистика и патопсихолингвистика. | ||||||
9.1. | Предмет нейролингвистики. | Лекции | 10 | 2 | ПК-4 | |
9.2. | Введение в проблематику мозговой организации речевых процессов. | Практические | 10 | 4 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.6 |
9.3. | Характеристика основных речевых патологий личности. | Практические | 10 | 4 | ПК-4 | Л2.4, Л2.6 |
Раздел 10. Прикладные аспекты психолингвистики. | ||||||
10.1. | Судебная психолингвистика | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-4 | Л1.1 |
10.2. | Нейропсихолингвистика | Сам. работа | 10 | 8 | Л2.5, Л2.8 | |
10.3. | Этнопсихолингвистика | Сам. работа | 10 | 4 | ОПК-2 | Л3.2 |
10.4. | Гендерная психолингвистика | Сам. работа | 10 | 4 | ОПК-2 | Л3.2 |
10.5. | Лингвоперсонология | Сам. работа | 10 | 4 | ОПК-2 | |
10.6. | Экспериментальная и субъективная психосемантика | Сам. работа | 10 | 4 | ОПК-2 | Л3.1 |
10.7. | Онтолингвистика | Сам. работа | 10 | 4 | ОПК-2 | Л3.1 |
10.8. | Ментальный лексикон и ментальная грамматика | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету 1. Психолингвистика как экспериментальная наука. Теоретическое и практическое значение психолингвистики. 2.Принципиальные возможности психолингвистического эксперимента. Понятие “отрицательного языкового материала”. 3. Ассоцианистское направление в психолингвистике. 4. Трансформационистское направление в психолингвистике. 4. Когнитивное направление в психолингвистике. 5. История отечественной психолингвистики. 6. Ментальный лексикон с позиций разных подходов. 7. Экспериментальное изучение слов и групп слов. Значение слова и возможности его описания. 8. Ассоциативный подход к значению слова. Методика свободного ассоциативного эксперимента. Ассоциативные нормы в языке: словари ассоциативных норм. Типология вербальных ассоциаций. Методики направленного ассоциативного эксперимента. 9. Психолингвистические методики с использованием субъективного шкалирования и их надежность. Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда. Метод градуального эталона. 10. Методика измерения смысловой близости слов на основе сосудистых рефлексов (А.Р. Лурия и О.С. Виноградова). Принципиальные возможности изучения семантической структуры слова с помощью метода прямого толкования. 11. Методика изучения когнитивных семантических структур с помощью классификаций (Дж. Миллер). Методика изучения семантической структуры слова с помощью толкований. 12. Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе. Модели организации ментального лексикона. (краткая характеристика). 13. Экспериментальное изучение предложения. Методики выявления психологической реальности трансформационных преобразований предложения (Дж. Миллер; Г. Сэвин и Э. Перчонок; Д. Слобин). Экспериментальное изучение развернутого текста: методика ключевых слов (А.С. Штерн, С. Сиротко-Сибирский). Цельность и связность. Лакунарные тексты. 14. Детская речь как материал психолингвистических исследований (особенности развития языковой способности ребенка). 15. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и речевая деятельность. Методики исследования латерализации функций. 16. Патология речи. Речь больных с афазией как материал психолингвистических исследований. 17. Патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности. Речь в состоянии эмоциональной напряженности, в измененном состоянии сознания, при акцентуациях и психопатиях. 18. Нарушения и дефекты речи. 19. Психофонетический анализ слова (связь звучания со смыслом). 20. Модели производства речи. Динамика подходов к моделированию процессов речепроизводства. 21. Модели восприятия речи. Звучащий и записанный текст: особенности восприятия речи со слуха и письменной речи. 22. Модели понимания речи. Роль слова в понимании текста. Опоры при понимании высказывания. 23. Текст как объект психолингвистики. Слово-высказывание-текст. Затекст-текст-подтекст. Включенность текста в неречевую деятельность. Производство и восприятие текста. Свойства текста. Многозначность текста. 24. Экспериментальные методы исследования дискурса. 25.Языковые лакуны: определения, свойства, приемы компенсации. 26. Психологические аспекты в исследовании билингвизма. 27. Когнитивные стили в изучении иностранных языков. 28. Психолингвистические подходы к проблеме анализа значения слова: ассоциативный, параметрический, признаковый, прототипный, ситуационный. 29. Стратегии овладения и пользования языком. Основные виды стратегий и возможности их обнаружения. Стратегии пользования языком при производстве речи. Стратегии идентификации слов и понимания текста. 30. Проблемы когнитивной психолингвистики. Концепт как категория психолингвистики. Исследования Категоризации и концептуализации. 31. Психофизиологические механизмы речи. 32. Онтогенез речи. Характеристика основных этапов онтогенеза речи. Онтогенетическая психолингвистика. 33. Проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и сознания, языка и речи. 34. Семиотические основы психолингвистики. 35. Понятие универсального предметного кода. 36. Теория речевой деятельности А.А.Леонтьева. 37. Модели восприятия речи: моторная модель, неомоторная модель (теория) восприятия речи и теория прямого восприятия. 38. Типы мышления и индивидуальные когнитивные стили: психодиагностика в психолингвистике. 39. Приобретение звуков языка ребенком. Речь для себя и речь для других. «От мыслей вслух - к мысли для себя»: развитие речи ребенка. 40. Проблемы мозговой организации речевых процессов. 41. Предмет и методы психонейролингвистики. 42. Предмет и методы патопсихолингвистики. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов. 2. Речевые патологии при психопатиях и акцентуациях. 3. Речевые нарушения, связанные с локальными поражениями мозга и дисфункцией сенсорных систем. 4. Речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью. 5. Речевые нарушения, связанные с затруднениями в реализации моторной программы (заикание, дисфония, брадилалия, тахилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия). 6. Дефекты в развитии речи. 7. Оперативные принципы и языковые универсалии в детской речи. 8. Детское словотворчество. 9. Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности. 10. Психосемиотика телесности. 11. Афазия и восстановительное обучение. 12. Проблемы современной нейролингвистики. 13. Проблемы современной патолингвистики. 14. Развитие речи и интеллекта у детей с нарушением логогенеза. 15. Ментальный лексикон при распаде языковой системы у больных с афазией. 16. Метод вызванных потенциалов мозга в экспериментальной психолингвистике. 17. Методы нейровизуализации и картирования в нейропсихолингвистике. 18. Проблема «мозг и язык» в современной психолингвистике. 19. Проблема «язык и сознание» в современной психолингвистике. 20. Язык мозга и язык мысли: вызовы современной когнитологии. 21. Психологические проблемы билингвизма. 22. Эволюционная биология и психология о проблеме эволюции языка. 23. Аддиктивные расстройства и расстройства речемыслительной деятельности. 24. Цифровая личность в социальной сети: психическое здоровье и безопасность. 25. Дискурсивные способности в когнитивно-бихевиоральной терапии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кун Томас, Фрумкина Р.М., Касевич В.Б. | Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие | Флинта: Наука, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103797 |
Л1.2 | Залевская А.А. | Введение в психолингвистику: Учебник для вузов | Москва : Директ-Медиа, 2013 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210597 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ушакова Т.Н. | Психолингвистика.: Учебник для гуманитарных специальностей | СПб, 2000 | |
Л2.2 | Белянин В.П. | Психолингвистика: Учебник | Московский психолого-социальный институт, 2003 | |
Л2.3 | Леонтьев А.А. | Язык, речь, речевая деятельность : монография | Издательство ЛКИ, 2008 | |
Л2.4 | Фрумкина Р.М. | Психолингвистика: Учебное пособие для студентов вузов | Академия, 2008 | |
Л2.5 | Зинченко В.П. | Мышление и язык: Учебное пособие | Международный университет природы, общества и человека "Дубна"., 2001 | |
Л2.6 | Седов К.Ф. | Нейропсихолингвистика: Учебное пособие | Лабиринт, 2009 | |
Л2.7 | Леонтьев А.А. | Основы психолингвистики: Учебник для вузов | Смысл, 2005 | |
Л2.8 | Журавлев И.В. | Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности.: Монография | УРСС, 2007 | |
Л2.9 | Горелов И.Н., Седов К.Ф. | Основы психолингвистики: учебное пособие | Лабиринт, 2006 | |
Л2.10 | Макаров М.Л | Основы теории дискурса: Монография | УРСС, 2003 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова Н.Г. | Психолингвистика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-методическое пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. | Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография | URSS, 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | информационная справочная система по психолингвистике и нейролингвистике (проект Минерва, СПбГУ) | www.csa.ru | ||
Э2 | Жинкин Н. И. Механизмы речи Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Москва: Директ-Медиа, 2008. - 547 с. | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Журналы на иностранном языке: | |||
Э5 | 1. BRAIN AND LANGUAGE | www.sciencedirect.com | ||
Э6 | 2. COGNITIVE PSYCHOLOGY | www.sciencedirect.com | ||
Э7 | 3. JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY | www.sagepub.com | ||
Э8 | Монографии на иностранном языке: | |||
Э9 | 1. Psychology of Language by Michael A Forrester http://www.sagepub.com/books/Book204725 | |||
Э10 | 2. Naming the Mind How Psychology Found Its Language by Kurt Danziger http://www.sagepub.com/books/Book204381 | |||
Э11 | 3.Jerome Bruner Language, Culture and Self by David Bakhurst, Stuart G Shanker http://www.sagepub.com/books/Book205930 | |||
Э12 | 4.Child Language Acquisition and Development by Matthew Saxton http://www.sagepub.com/books/Book226924 | |||
Э13 | Теоретическая и прикладная лингвистика: курс лекций. / Иссерс О.С Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 2017 314с. | e.lanbook.com | ||
Э14 | Введение в когнитивную лингвистику/Маслова В.А Издательство "ФЛИНТА 2016 296с. | e.lanbook.com | ||
Э15 | Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие./ Чернявская В.Е Издательство "ФЛИНТА" 2016 203с. | e.lanbook.com | ||
Э16 | Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 432 с. | Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7EAC272C-B689-44A9-B78D-2238D80B8E25 | ||
Э17 | Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. | Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E1B90668-CA29-4E66-B046-686EEBAD5C0E. | ||
Э18 | Онтолингвистика (язык в зеркале детской речи)/ Гридина Т.А. Издательство "ФЛИНТА" 2013 188стр | e.lanbook.com | ||
Э19 | Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики [Электронный ресурс] / Т.Н. Ушакова. — Электрон. дан. — Москва : , 2011. — 524 с. | Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/108884. | ||
Э20 | Глухов, В.П. Практикум по психолингвистике [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.П. Глухов. — Электрон. дан. — Москва : МПГУ, 2017. — 180 с. | Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107343. | ||
Э21 | Основы психолингвистики | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Лицензионное программное обеспечение: • Windows 7 Professional; • Office 2010 Professional • 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt • AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf • DjVu reader, http://djvureader.org/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655. Аннотация Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология». |