МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История моды ХХ века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКиТ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 57 84 57
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История моды ХХ века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Сформировать у студентов представление об особенностях формирования и развития моды в ХХ веке для профессионального становления в области разработки художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способность к разработке художественных проектов изделий с учетом стилистических, конструктивно-технологических, экономических параметров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-знать основные этапы развития костюма разных народов;о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать классификацию костюма по форме, функциям, образу;причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного и исторического костюма,определения основных понятий, терминов по курсу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-понимания значимости изучения истории костюма как часть искусства;
-аргументированного изложения материала по курсу;
-целостного понимания художественного значения костюма, стилей, модных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Категории костюма: архитектоническая, пластическая, декоративная, живописная. Функции костюма: информационно-семиотическая, социальная, магическая, охранная, эстетическая. Практические 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.3. История популяризации моды Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Особенности костюма начала 20 века Сам. работа 5 8
1.5. Историография костюма. Журналы по истории костюма в Европе и США. Практические 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Костюм и его компоненты, аксессуары. Практические 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Основные факторы формирования и развития костюма у народов мира Практические 5 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 5 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Стили и направления в искусстве костюма в 20-40-годы Сам. работа 5 9
Раздел 2. История моды и стиля 19-20 вв. Современный костюм
2.1. Европейский костюм 19 века Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Разработка эскизов европейского женского костюма Практические 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Творчество Габриэль Шанель. Рождение классики. Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Творческий метод Кристиана Диора Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. История модных журналов Сам. работа 5 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Развитие костюма в 20 веке. Роль кутюрье в истории моды Сам. работа 5 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.7. Европейский костюм XX века (1925-1940 гг.) Сам. работа 5 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.8. Демократизация костюма под влиянием социально-экономического развития общества (1900 - 1970 гг.) Сам. работа 5 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Кутюрье 60-80 - х гг. ХХ века Лекции 5 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Новые тенденции в моде. Особенности костюма эпохи романтизма
Стиль модерн и его концепция в костюме
Русский светский и городской костюм XIX – начала ХХ в.
Русский костюм начала ХХ в. Русский стиль
Мода и стиль первой половины ХХ в.
«Русская тема» в западноевропейской моде 1920 – 1930-х гг.
Мода и стилевая направленность костюма второй половины ХХ в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Генезис костюма.
Информативность костюма как историко-культурного источника.
Социальные функции костюма в обществе.
Костюм как источник по истории культуры.
Методы изучения костюма.
Основные периоды развития европейской моды в XIX в.
История моды: становление, развитие, перспективы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Хамматова В. В. , Салахова А. Ф. , Вильданова А. И. Дизайнеры России, США, Японии и Германии ХХ века: учебное пособие Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Д. Ю. Ермилова. — ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Васильев А. А. История моды. Кристиан Диор: Иллюстрированные издания / Историко-документальная литература Этерна, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277693 (
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine. www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 Шанель, Коко ru.wikipedia.org
Э4 Диор, Кристиан ru.wikipedia.org
Э5 Курс в moodk "История моды ХХ века" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.