МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы маркетинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент, Добрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент, Капустян Л. А.

Рабочая программа дисциплины
Основы маркетинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N998 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., доцент и.о. зав. кафердрой ЭПИМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., доцент и.о. зав. кафердрой ЭПИМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Исходя из этой цели преподавание дисциплины «Маркетинг» предполагает решение следующих задач:
 постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на современных предприятиях, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;
 ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании товарной политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о маркетинге как об основной функции управления предприятием в современных условиях;сущность, принципы и методы маркетинга;какое отношение он имеет к природопользованию
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать маркетинговые характеристики рынков товаров и услуг;обосновывать необходимость применять маркетинговые подходы и инструменты для обоснования решений в природопользовании;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.инструментами и технологиями маркетинга;основами маркетингового мышления и методами убеждения, что маркетинг необходим для реализации профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.3. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.5. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5, Л1.2
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.2. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.3
2.5. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Сам. работа 5 6 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.7. Система маркетинговой информации Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.8. Система маркетинговой информации Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.9. Система маркетинговой информации Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.10. Методы проведения маркетинговых исследований Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.11. Методы проведения маркетинговых исследований Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.3
2.12. Методы проведения маркетинговых исследований Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.13. Маркетинговые информационные системы Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.14. Маркетинговые информационные системы Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.15. Маркетинговые информационные системы Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.16. Инструментарий маркетинга Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.17. Инструментарий маркетинга Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.18. Инструментарий маркетинга Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Производственная функция маркетинга
3.1. Концепция продукта Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.2. Концепция продукта Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1
3.3. Концепция продукта Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.4. Поведение потребителя Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.5
3.5. Поведение потребителя Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.5
3.6. Поведение потребителя Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.5
Раздел 4. Сбытовая функция маркетинга
4.1. Ценообразование Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.2
4.2. Ценообразование Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.2
4.3. Ценообразование Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.2
4.4. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1
4.5. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5
4.6. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1
4.7. Распределение. Каналы распределения товаров Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.2
4.8. Распределение. Каналы распределения товаров Сам. работа 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1
4.9. Распределение. Каналы распределения товаров Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Планирование маркетинга
5.1. Порядок разработки плана маркетинга Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1
5.2. Порядок разработки плана маркетинга Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1
5.3. Порядок разработки плана маркетинга Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1
Раздел 6. Внедрение маркетинга на российских предприятиях. Управление маркетингом
6.1. Управление маркетинговой деятельностью Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Управление маркетинговой деятельностью Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Управление маркетинговой деятельностью Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Международный маркетинг
7.1. Особенности международного маркетинга Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5
7.2. Особенности международного маркетинга Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5
7.3. Особенности международного маркетинга Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л1.2 Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг. Теория и практика: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков Практикум по маркетингу: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн Маркетинг: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
Л2.3 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
Л2.4 В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков Практикум по маркетингу: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008
Л2.5 Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.adwertology.ru
Э2 www.marketing.ru
Э3 www.rectech.ru
Э4 www.4p.ru
Э5 www.pcweek.ru
Э6 www.cfin.ru
Э7 www.marketing.spb.ru
Э8 www.e-xecutive.ru/workshop
Э9 www.tacisinfaru/ru/case
Э10 www.sostav.ru
Э11 www.marketingandresearch.ru
Э12 www.cfin.ru/marketing/bain_size.pdf
Э13 www.dis.ru/im/marketing
Э14 www.cfin.ru/marketing/bain_optimize.pdf
Э15 Курс в Moodle "Основы маркетинга" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).