МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы маркетинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент, Добрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент, Капустян Л. А.

Рабочая программа дисциплины
Основы маркетинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N998 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., доцент и.о. зав. кафердрой ЭПИМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., доцент и.о. зав. кафердрой ЭПИМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Исходя из этой цели преподавание дисциплины «Маркетинг» предполагает решение следующих задач:
 постижение студентами содержания и сущности маркетинговой деятельности на современных предприятиях, ознакомление их с основными рабочими понятиями маркетинга;
 ознакомление студентов с методологией и методами проведения маркетинговых исследований;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании товарной политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в формировании ценовой политики фирмы;
 приобретение студентами знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о маркетинге как об основной функции управления предприятием в современных условиях;сущность, принципы и методы маркетинга;какое отношение он имеет к природопользованию
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать маркетинговые характеристики рынков товаров и услуг;обосновывать необходимость применять маркетинговые подходы и инструменты для обоснования решений в природопользовании;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.инструментами и технологиями маркетинга;основами маркетингового мышления и методами убеждения, что маркетинг необходим для реализации профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.3. Содержание и сущность маркетинга. Концепции маркетинга. Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.5. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные положения теории и практики маркетинга. Маркетинг как система. Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5, Л1.2
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.2. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Маркетинговая среда. Внешняя и внутренняя среда маркетинга: структура и сущность Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.3
2.5. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Сам. работа 5 6 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Маркетинговые исследования. SWOT-анализ, сегментирование рынка и позиционирование товара, как методы исследования глобальных маркетинговых проблем Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.7. Система маркетинговой информации Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.8. Система маркетинговой информации Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.9. Система маркетинговой информации Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.10. Методы проведения маркетинговых исследований Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.11. Методы проведения маркетинговых исследований Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.3
2.12. Методы проведения маркетинговых исследований Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.13. Маркетинговые информационные системы Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.14. Маркетинговые информационные системы Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.15. Маркетинговые информационные системы Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.3
2.16. Инструментарий маркетинга Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.17. Инструментарий маркетинга Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.18. Инструментарий маркетинга Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Производственная функция маркетинга
3.1. Концепция продукта Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.2. Концепция продукта Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1
3.3. Концепция продукта Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.4. Поведение потребителя Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.5
3.5. Поведение потребителя Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.5
3.6. Поведение потребителя Практические 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1, Л2.5
Раздел 4. Сбытовая функция маркетинга
4.1. Ценообразование Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.2
4.2. Ценообразование Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.2
4.3. Ценообразование Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.2
4.4. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1
4.5. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Сам. работа 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5
4.6. Формирование коммуникационной политики фирмы. Реклама и PR Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1
4.7. Распределение. Каналы распределения товаров Лекции 5 2 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.2
4.8. Распределение. Каналы распределения товаров Сам. работа 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1
4.9. Распределение. Каналы распределения товаров Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Планирование маркетинга
5.1. Порядок разработки плана маркетинга Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1
5.2. Порядок разработки плана маркетинга Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1
5.3. Порядок разработки плана маркетинга Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.4, Л1.1
Раздел 6. Внедрение маркетинга на российских предприятиях. Управление маркетингом
6.1. Управление маркетинговой деятельностью Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Управление маркетинговой деятельностью Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Управление маркетинговой деятельностью Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Международный маркетинг
7.1. Особенности международного маркетинга Лекции 5 0 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5
7.2. Особенности международного маркетинга Сам. работа 5 4 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5
7.3. Особенности международного маркетинга Практические 5 0 ОК-3, ПК-18 Л1.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л1.2 Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг. Теория и практика: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков Практикум по маркетингу: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн Маркетинг: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
Л2.3 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
Л2.4 В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков Практикум по маркетингу: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008
Л2.5 Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.adwertology.ru
Э2 www.marketing.ru
Э3 www.rectech.ru
Э4 www.4p.ru
Э5 www.pcweek.ru
Э6 www.cfin.ru
Э7 www.marketing.spb.ru
Э8 www.e-xecutive.ru/workshop
Э9 www.tacisinfaru/ru/case
Э10 www.sostav.ru
Э11 www.marketingandresearch.ru
Э12 www.cfin.ru/marketing/bain_size.pdf
Э13 www.dis.ru/im/marketing
Э14 www.cfin.ru/marketing/bain_optimize.pdf
Э15 Курс в Moodle "Основы маркетинга" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).