МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Добрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 г. № 1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., доцент, к.э.н., зав. каф.МОБиИ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., доцент, к.э.н., зав. каф.МОБиИ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическим основами и практическим методиками составления бизнес-планов инвестиционных проектов.
Задачи дисциплины:
• ознакомить студентов с терминологией бизнес-планирования и инвестиционного проектирования;
• показать значимость бизнес-планирования для правктики управления организацией;
• ознакомить студентов с процедурой разработки основных разделов бизнес-плана;
• научить студентов проводить оценку эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания студентов путем самостоятельной разработки бизнес-плана организации;
• обучить студентов навыкам презентации инвестиционных проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-14 владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике
ПК-15 владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации
ПК-19 владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала, навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области управления персоналом, а также навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала
ПК-22 умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками контроля за использованием рабочего времени
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.последовательность составления экономических расчетов для обоснования вариантов развития организации на основе статистических данных
и с позиции минимизации основных угроз экономической безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять экономическое обоснование проектов по развитию организации на основе статистических данных и в интересах минимизации рисков
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками по сбору необходимой информации относительно организации и ее внешнего окружения на снове статистических данных для составления экономических расчетов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность бизне-планирования.Структура бизнес-плана.Методика расчета основных показателей.Методы оценки эффективности инвест.проекта.
1.1. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Лекции 6 1 ПК-14, ПК-15, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Практические 6 2 ОК-3, ПК-14, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Сам. работа 6 6 ОК-3, ПК-14, ПК-15 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 6 1 ОК-3, ПК-14, ПК-22 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 6 2 ОК-3, ПК-15, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Сам. работа 6 6 ОК-3, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Лекции 6 2 ПК-15, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Практические 6 2 ОК-3, ПК-14, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.9. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Сам. работа 6 6 ОК-3, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.10. Описание продукта (услуги) Лекции 6 2 ОК-3, ПК-15, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.11. Описание продукта (услуги) Практические 6 2 ПК-19, ПК-22 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.12. Описание продукта (услуги) Сам. работа 6 6 ОК-3, ПК-14, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.13. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 6 2 ПК-14, ПК-15, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.14. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.15. Маркетинговая концепция бизнес-плана Сам. работа 6 6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.16. Организационный план Лекции 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.17. Организационный план Практические 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.18. Организационный план Сам. работа 6 6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.19. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.20. Производственный раздел бизнес-плана Практические 6 4 ОК-3, ПК-14, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.21. Производственный раздел бизнес-плана Сам. работа 6 6 ПК-14, ПК-19, ПК-22 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.22. Финансовый раздел бизнес-плана Лекции 6 2 ОК-3, ПК-15, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.23. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 6 2 ОК-3, ПК-14 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.24. Финансовый раздел бизнес-плана Сам. работа 6 8 ОК-3, ПК-14 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Лекции 6 2 ОК-3, ПК-14, ПК-15, ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 6 2 ОК-3, ПК-14 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.27. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Сам. работа 6 8 ПК-19 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.28. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Лекции 6 4 ПК-22 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.29. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Практические 6 2 ПК-15 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.30. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Сам. работа 6 8 ПК-15 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBED02AD6730
Л1.2 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л2.2 Пидоймо Л.П. Бизнес-планирование: методические рекмоендации, примеры реализации теоретических положений, практические задания: учбеное пособие Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития , от 23.05.2006 № 139/82н pravo.gov.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт журнала «Российский журнала менеджмента»: http://www.rjm.ru.
Э2 Сайт журнала «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета». Серия менеджмент: http://www.vestnikmanagement.pu.ru.
Э3 Официальный интернет портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/
Э4 ЭУМКД "Бизнес-планирование" на образовательном портале: АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=453
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов.