МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология разработки бизнес-плана в технологическом предпринимательстве
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике. ФГОС3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Добрыднева Тамара Сергеевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Технология разработки бизнес-плана в технологическом предпринимательстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., доцент , к.э.н., зав. кафердрой МОБиИ

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., доцент , к.э.н., зав. кафердрой МОБиИ

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическим основами и практическим методиками составления бизнес-планов инвестиционных проектов.
Задачи дисциплины:
• ознакомить студентов с терминологией бизнес-планирования и инвестиционного проектирования;
• показать значимость бизнес-планирования для правктики управления организацией;
• ознакомить студентов с процедурой разработки основных разделов бизнес-плана;
• научить студентов проводить оценку эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания студентов путем самостоятельной разработки бизнес-плана организации;
• обучить студентов навыкам презентации инвестиционных проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11: Способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
ПК-1: Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ОПК-9: Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
- теоретические основы процесса планирования инвестиционной деятельности (терминологию, классификацию инвестиционных проектов, фазы инвестиционного проекта, схему планирования инвестиционной деятельности);
- содержание методики бизнес-планирования;
- основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов;
- последовательность составления экономических расчетов для обоснования вариантов развития организации совокупность критериев эффективности проекта,
- основанных на процедуре дисконтирования, для оценки перспектив деятельности организации;
- особенности оценки вариантов развития организации при реализаии многовалютных проектов, а также в условиях неоднородной инфляции
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь составлять бизнес-план инвестиционного проекта, оценивать эффективность проекта, в частности:
- осуществлять экономическое обоснование проектов по развитию организации;
- применять специальные показатели оценки эффективности проекта, основанные на процедуре дисконтирования;
- разрабатывать различные варианты развития организации в условиях неоднородной инфляции и риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки:
- по сбору необходимой информации относительно организации и ее внешнего окружения для составления экономических расчетов;
- по оформлению инвстиционных расчетов в бизнес-плане;
- по проведению анализа эффективности инвестиционного проекта с применением обоснованных критериев и показателей;
- по корректировке денежных потоков на величину изменения валютного курса, коэффициентов неоднородности и других факторов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Лекции 3 1 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.2. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Практические 3 1 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.3. Сущность инвестиций, их классификация. Фазы инвестиционного проекта Сам. работа 3 10 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 3 1 ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.5. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 3 1 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.6. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Сам. работа 3 10 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.7. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Лекции 3 1 ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.8. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Практические 3 1 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.9. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес-плане Сам. работа 3 12 ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.10. Описание продукта (услуги) Лекции 3 0 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.11. Описание продукта (услуги) Практические 3 1 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.12. Описание продукта (услуги) Сам. работа 3 15 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.13. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 3 0 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.14. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 3 0 ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.15. Маркетинговая концепция бизнес-плана Сам. работа 3 16 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.16. Организационный план Лекции 3 0 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.17. Организационный план Практические 3 0 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.18. Организационный план Сам. работа 3 10 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.19. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 3 1 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.20. Производственный раздел бизнес-плана Практические 3 0 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.21. Производственный раздел бизнес-плана Сам. работа 3 10 ПК-11, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.22. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 3 0 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.23. Финансовый раздел бизнес-плана Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.24. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 3 0 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Сам. работа 3 4 ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.26. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Сам. работа 3 5 ПК-11, ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.27. Денежные потоки и инфляция в инвестиционном проекте Практические 3 0 ПК-1, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.28. Зачет с оценкой 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л1.2 Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBED02AD6730
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пидоймо Л.П. Бизнес-планирование: методические рекмоендации, примеры реализации теоретических положений, практические задания: учбеное пособие Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=441602
Л2.2 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/3EEDDFFA-2C28-4D41-94F4-5483EEBC67EB
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития , от 23.05.2006 № 139/82н http://pravo.gov.ru/
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт журнала «Российский журнала менеджмента»: http://www.rjm.ru.
Э2 Сайт журнала «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета». Серия менеджмент: http://www.vestnikmanagement.pu.ru.
Э3 Официальный интернет портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/
Э4 ЭУМКД "Бизнес-планирование" на образовательном портале: АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=453
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).