МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика управления персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
курсовая работа: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.;к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика управления персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов системы знаний об экономических механизмах и процессах
управления персоналом в организации;
• приобретение практических навыков по анализу структуры и содержания экономических
отношений, возникающих в процессах управления персоналом;
• приобретение умений разрабатывать и проводить экономическое обоснование мероприятий,
направленных на повышение эффективности деятельности персонала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике
ПК-15 владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации
ПК-22 умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками контроля за использованием рабочего времени
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.экономические показатели деятельности организации и показатели по труду; внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность деятельности персонала организации;основы формирования бюджета затрат на персонал, контроля за его исполнением
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать экономические показатели деятельности организации и показатели по труду, разрабатывать и внедрять экономически целесообразные мероприятия по их улучшению; определять численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации; формировать бюджет затрат на персонал, контролировать его исполнение; составлять баланс использования рабочего времени
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду, разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению; определения численности и профессионального состава персонала в соответствии со стратегическими планами организации;формирования бюджета затрат на персонал, контроля за его использованием; составления баланса использования рабочего времени

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной дисциплины.
1.1. Предмет, проблематика и основные понятия экономики управления персоналом. Теоретические основы дисциплины и методологические подходы к изучению экономики управления персоналом. Лекции 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет, проблематика и основные понятия экономики управления персоналом. Теоретические основы дисциплины и методологические подходы к изучению экономики управления персоналом. Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Предмет, проблематика и основные понятия экономики управления персоналом. Теоретические основы дисциплины и методологические подходы к изучению экономики управления персоналом. Сам. работа 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Управление трудом и персоналом в современных условиях. Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Управление трудом и персоналом в современных условиях. Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Управление трудом и персоналом в современных условиях. Сам. работа 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные направления экономики управления персоналом.
2.1. Организуция труда на предприятии. Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Организуция труда на предприятии. Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Организуция труда на предприятии. Сам. работа 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Произврдительность труда. Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Произврдительность труда. Практические 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Произврдительность труда. Сам. работа 7 6 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Организация оплаты труда. Лекции 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Организация оплаты труда. Сам. работа 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Организация оплаты труда. Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Формы и системы оплаты труда. Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Формы и системы оплаты труда. Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Формы и системы оплаты труда. Сам. работа 7 8 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Совремнные системы оплаты и сттимулирования труда. Практические 7 4 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Совремнные системы оплаты и сттимулирования труда. Сам. работа 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Бюджет затрат на персонал Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Бюджет затрат на персонал Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.17. Бюджет затрат на персонал Сам. работа 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.18. Баланс рабочего времени Лекции 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.19. Баланс рабочего времени Практические 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.20. Баланс рабочего времени Сам. работа 7 2 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.21. Выполнение курсовой работы Сам. работа 7 5 ПК-14, ПК-15, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Кохова [и др.] ; отв. ред. В. М. Маслова Экономика и социология труда: теория и практика. —: учебник М. : Издательство Юрайт, 2017. — 539 с. , urait.ru
Л1.2 Алиев, И. М. Экономика труда : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с., biblio-online.ru/book/7A783BEB-B15C-4469-A5E5-FF3403FAA617.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 3-е изд., перераб. и доп. Экономика труда : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник М. : Издательство Юрайт, 2015. — 386 с, biblio-online.ru/book/52C1BDCF-6C24-49C3-9072-8519F7450633
Л2.2 Осипова О.С. - под общ. ред. ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика и социология труда. Экономика персонала. Совремнные системы оплаты и сттимулирования труда.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу (теме) студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовиться самостоятельно по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить курсовую работу согласно требованиям учебного заведения и пройти тестовое задание/ пройти промежуточную аттестацию.