МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика персонала

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Экономика персонала

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2012 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2012 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков в области социально-экономических отношений, возникающих между людьми в процессе управления персоналом и трудовой деятельности, ознакомить его с механизмами и формами практической реализации этих отношений.
Изучение системы отношений, отражающих социально-экономические интересы людей в процессе управления персоналом и трудовой деятельности, а также основных теоретических концепций экономики персонала. основных ее постулатов.
Приобретение умений в области разработки практических решений по управлению трудом и персоналом на уровне различных субъектов управления.
Овладение навыками анализа и оценки важнейших трудовых показателей (производительность труда, заработная плата, численность персонала, эатраты на персонал и др.) и принятия на этой основе управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-18 умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение
ПК-22 умением разрабатывать программы научных исследований в сфере управления персоналом и организовывать их выполнение, применять количественные и качественные методы анализа, в том числе функционально-стоимостного, при принятии решений в области управления персоналом и строить соответствующие организационно-экономические модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. теоретические и методологические основы экономики персонала, принципы, методы,современные теории об управлении персоналом.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике теоретические и методологические основы экономики персонала в организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа социально-экономических факторов и оценки важнейших социально-трудовых показателей (производительность труда, заработная плата, затраты на персонал, фонд оплаты труда, численность персонала и др.) и принятия на этой основе управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Значение экономики персонала в современных условиях. Управление трудом. Основные направления экономики персонала.
1.1. Цель, задачи и метод экономики персоналом в современных условиях Практические 2 1 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Цель, задачи и метод экономики персоналом в современных условиях Сам. работа 2 10 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Управление трудом в рыночных условиях Практические 2 1 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Управление трудом в рыночных условиях Сам. работа 2 10
1.5. Организация труда Практические 2 1 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Организация труда Сам. работа 2 10 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Производительность труда Лекции 2 1 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Производительность труда Практические 2 1 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.9. Производительность труда Сам. работа 2 10 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.10. Рынок труда. Кадры органнизации Практические 2 0 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.11. Рынок труда. Кадры органнизации Сам. работа 2 10 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.12. Уровень и качество жизни. Доходы населения Практические 2 1 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.13. Уровень и качество жизни. Доходы населения Сам. работа 2 10 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.14. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Лекции 2 1 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.15. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Практические 2 0 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.16. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Сам. работа 2 10 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.17. Формы и системы заработной платы Практические 2 1 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.18. Формы и системы заработной платы Сам. работа 2 8 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.19. Затраты на персонал Практические 2 1 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.20. Затраты на персонал Сам. работа 2 8 ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.21. Оценка эффективности управления персоналом Практические 2 1 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.22. Оценка эффективности управления персоналом Сам. работа 2 8 ПК-18, ПК-22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скляревская В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров Москва : Дашков и К, https://e.lanbook.com/book/93449, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 И. В. Кохова Экономика и социология труда: теория и практика : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
Л1.3 Алиев, И. М. Экономика труда : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с., biblio-online.ru/book/7A783BEB-B15C-4469-A5E5-FF3403FAA617.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рощин С.Ю. , Разумова Т.О Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, , 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.chelt.ru – электронная версия журнала «Человек и труд»
Э2 www.gov.ru – сайт Правительства РФ
Э3 www.ilo.ru – официальный сайт МОТ
Э4 www.info.gks.ru – официальные статистические данные России
Э5 www.trud.ru – «Труд»
Э6 www.zarplata.com – международный электронный журнал «Оплата труда и мотивация персонала»
Э7 www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека
Э8 Экономика и социология труда. Экономика персонала Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. www.ilo.ru – официальный сайт МОТ.
5. www.info.gks.ru – официальные статистические данные России.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
В качестве основного учебника можно рекомендовать имеющуюся литературу в библиотечном фонде АлтГУ. При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. список дополнительной литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.