МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История археологического изучения Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 26
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 26 26 26 26
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
История археологического изучения Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История археологического изучения Алтая» является знакомство аспирантов с процессом становления и развития археологии на Алтае с XVIII по начало XXI вв.
Задачи:
– продемонстрировать исторический и культурный опыт освоения Алтая;
– познакомить с исследователями, изучавшими археологию Южной Сибири;
объяснить особенности развития региональной археологии;
изложить современную концепцию древней и средневековой истории Алтая;
сформировать представление о перспективах исследовательской деятельности в области археологии;
подготовить к научно-исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ПК-1 готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные археологические школы, проблемы в изучении археологических эпох и культур и научные гипотезы предлагающие их решение
3.2.Уметь:
3.2.1.Путем сравнительного анализа и критического отношения к источникам, предлагать аргументированные решения существующих проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки обработки археологических объектов и артефактов и опыт их качественной характеристики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Открытие археологических памятников Алтая и начало их изучение в дореволюционный период
1.1. Хозяйственное освоение Алтая в 1-й половине XVIII и процесс разграбления памятников. «Бугровщики» и формирование частных археологических коллекций. «Сибирская коллекция Петра I» и проблема ее происхождения. Коллекция Н.К. Витзена. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Часть 1. Коллекции П.К. Фролов и Г.И. Спасского. Открытие Барнаульского музея. Систематизация источников и разработка концепций развития древних племен Алтая в творчестве Г.И. Спасского, Э.Г. Муральта, А. Гумбольдта и др. Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Процесс образования научных археологических центров в России. Императорское русское географическое общество. Императорская археологическая комиссия. Экспедиция под руководством Г. Менье и ее роль в становлении археологии региона. Основные этапы научной деятельности В.В. Радлова. Влияние теоретических разработок в области изучения культуры народов Ф. Бойла, В. Шотта, Г. Штейнталя, К. Риттера. Российский период жизни ученого. Административная и преподавательская деятельность. Раскопки на Алтае и сопредельных территориях. Результаты исследования «элитных» памятников пазырыкской культуры: Берельский и Катандинский курганы. Периодизация истории Южной Сибири. Формирование комплексного подхода в изучении народов Центральной Азии. Привлечение различных источников и результатов естественно-научных анализов в исторических реконструкциях. Характеристика культуры, образа жизни, искусства древних кочевников. Деятельность краеведов С.И. и Н.С. Гуляевых на Алтае и их роль в открытии археологических памятников. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Законодательство российской империи по охране археологических памятников. Естественно-научные экспедиции и их роль в процессе археологического изучения Алтая и сопредельных территорий. Деятельность Д.Г. Мессершмидта, Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, П.С. Палласа, И.П. Фалька. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Часть 2. Коллекции П.К. Фролов и Г.И. Спасского. Открытие Барнаульского музея. Систематизация источников и разработка концепций развития древних племен Алтая в творчестве Г.И. Спасского, Э.Г. Муральта, А. Гумбольдта и др. Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Краеведческие организации и музеи. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Деятельность М.Д. Копытова и С.М. Сергеева. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Краеведческие организации и музеи. Организация работы краеведческих музеев в Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Деятельность центральных организаций. Работы С.И. Руденко и М.П. Грязнова. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Деятельность центральных организаций. Работы С.И. Руденко и М.П. Грязнова. Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Деятельность центральных организаций. Работы С.И. Руденко и М.П. Грязнова. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Предвоенные археологические исследования на Алтае. Работы С.М. Сергеева в Бийске и Горно-Алтайске. Исследования Г.П. Сосновского и Г.П. Сергеева. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Предвоенные археологические исследования на Алтае. Работы С.М. Сергеева в Бийске и Горно-Алтайске. Исследования Г.П. Сосновского и Г.П. Сергеева. Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Предвоенные археологические исследования на Алтае. Работы С.М. Сергеева в Бийске и Горно-Алтайске. Исследования Г.П. Сосновского и Г.П. Сергеева. Лекции 3 10 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность краеведческих организаций. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность центральных организаций. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность краеведческих и центральных организаций. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Археологические исследрования на Алтае в 70-80 годах прошлого века. Деятельность местных и центральных организаций. Сложение группы исследователей древнего прошлого региона (А.П. Окладников, А.П. Уманский, В.М. Могильников, М.П. Грязнов и др.). Практические 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Археологические исследрования на Алтае в 70-80 годах прошлого века. Деятельность местных и центральных организаций. Сложение группы исследователей древнего прошлого региона (А.П. Окладников, А.П. Уманский, В.М. Могильников, М.П. Грязнов и др.). Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Современный этап исследований археологических памятников Алтая. Сложение археологической школы АлтГУ. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Современный этап исследований археологических памятников Алтая. Сложение археологической школы АлтГУ. Лекции 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.22. Геоморфологическое и орографическое районирование Алтайского края и республики Алтай. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.23. Биологические и минеральные ресурсы Алтая и использование их древним человеком. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.24. Современные представления о периодизации и хронологии археологического наследия Алтая. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.25. Новые открытия и исследования палеолита Алтая: открытия в Чагырской и Денисовой пещере, стоянка Карама. Сам. работа 3 4 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.26. Современные разработки по датированию, интерпретации и культурной идентификации неолитических и энеолитических комплексов Алтая. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.27. Ранний бронзовый век региона - турбино-сейминский феномен и особенности Алтайской металлургической провинции. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.28. Бронзовый век Алтая и появление ранней производящей скотоводческой экономики в горах и степях региона и ее особенности. Лекции 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.29. Современные исследования, периодиация, хронология и этнокультурная идентификация культур раннего железного века региона. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.30. Проблемы современного исследования средневековых культур Алтая. Проблема кочевых империй. Сам. работа 3 2 ПК-1, УК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Коллекции П.К. Фролов и Г.И. Спасского.
2.Открытие Барнаульского музея.
3.Систематизация источников и разработка концепций развития древних племен Алтая в творчестве Г.И. Спасского, Э.Г. Муральта, А. Гумбольдта и др.
4.Деятельность М.Д. Копытова и С.М. Сергеева.
5.Исследования археологических памятников в первой трети XX века. Деятельность центральных организаций. Работы С.И. Руденко и М.П. Грязнова.
6.Предвоенные археологические исследования на Алтае. Работы С.М. Сергеева в Бийске и Горно-Алтайске.
7.Исследования Г.П. Сосновского и Г.П. Сергеева.
8.Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность краеведческих организаций.
9.Археологические исследования в 50-60 годах XX века. Деятельность центральных организаций.
10.Археологические исследрования на Алтае в 70-80 годах прошлого века. Деятельность местных и центральных организаций.
11.Сложение группы исследователей древнего прошлого региона (А.П. Окладников, А.П. Уманский, В.М. Могильников, М.П. Грязнов и др.).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Творческая работа.Геоморфологическое описание определенного района Алтая, с которым связаны работы обучающегося.
2. Эссе. Историографическая характеристика выполняемой обучающимся работы.
3. Реферат "Исследователь археологии Алтая".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тишкин А.А. Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография Барнаул: Азбука, 2009 elibrary.asu.ru
Л1.2 А. А. Тишкин, В. В. Горбунов, Т. Г. Горбунова Алтай в эпоху Средневековья: иллюстрированный исторический атлас : учеб. пособие для вузов АРТИКА, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.3 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Ф. Кирюшин [и др.] Афанасьевские погребальные комплексы Средней Катуни (результаты исследований Катунской археологической экспедиции в зоне строительства и затопления Алтайской ГЭС в 2006-2007 гг.): монография Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.2 И. Н. Ротанова, Н. Ф. Харламова Рекреационно-географические исследования в Алтайском регионе: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Археология Алтая archaeology.asu.ru
Э2 Археология.ru www.archaeology.ru
Э3 ИА СО РАН www.archaeology.nsc.ru
Э4 Музей археологии и этнографии Алтая alt-archeomuseum.jimdo.com
Э5 История археологического изучения Алтая portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» www.archeology.asu.ru
Образцы скифского искусства из коллекции историко-краеведческого музея БГПУ (Бар-наул): http://www.bspu.secna.ru/Museum/fonds/fond.html
«Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул):
http://www-ic.dcn-asu.ru/projects/grant/korotkov/ru/index.html
Скифский мир. Сервер Восточно-Европейского археологического журнала: http://archaeology/kiev/ua/museum/scythians/
http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8101/
http://www.brown.edu/Departments/Anthropology/archsite.html
http://odur.let.rug.nl/~arge/General/newlinks.html
http://arw.dcn-asu.ru/~sokol/server/academ/staff/staff_hs.html
http://pvcentre.agava.ru/links/index.html
Русские новости: http://www.informnauka.ru/conf/rus/conf_r.shtml
Бронзовый век: http://www.geocities.com/Athens/Crete/4162/ebronzenf.htm#Russia
Государственный Эрмитаж: http://www.hermitage.ru/html_Ru/index.html
Археология Европы: http://odur.let.rug.nl/arge/
Авеста- Зороастрийские архивы: http://avesta.tripod.com/avesta.htm
Академия наук: http://www.ban.ru/ran.html
Археологический web-журнал Сибири: http://www.mmedia.nsu.ru/museum/
Археологическое обозрение: http://kleio.dcn-asu.ru/internet/new.shtml
Археология: http://www.list.ru/catalog/
Восточноевропейский журнал: http://archaeology.kiev.ua/journal/
Государственный исторический музей: http://www.shm.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".