МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоритмология и безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ, Айзман Р.И.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент каф.общей и прикладной психологии АлтГУ, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Биоритмология и безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 № 1043

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Биоритмология и безопасность жизнедеятельности» является сформировать представление о роли различных биоритмов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.
Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
а) изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;
б) осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области научно-исследовательской деятельности:
а) участие в опытно-экспериментальной работе.
в области проектной деятельности:
б) проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий.
в области культурно-просветительской деятельности:
а) изучение и формирование культурных потребностей, и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
ПК-10 способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- характеристику биоритмов и их параметры, механизмы взаимосвязи организма со средой, структуру и виды биоритмов, их характеристику, влияние на здоровье и безопасность человека.
- основные компоненты и принципы здорового и безопасного образа жизни, роль биоритмов в их обеспечении.
- теоретические вопросы биоритмологии для популяризации знаний о биоритмах и их значении для здоровья и безопасности человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания для построения наиболее оптимальных режимов дня, учебных занятий, расписания обучающихся на основе их индивидуального биоритмологического профиля.
- применять принципы здорового и безопасного образа жизни при планировании своей деятельности, прогнозировать проявление опасностей на основе биоритмологической кривой и солнечной активности.
- разрабатывать просветительские программы, посвященные биоритмологии, для представления среди населения и в СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методиками определения и построения индивидуальных биоритмологических кривых на основе тестовых и математических методик.
- методикой разработки здоровьесберегающего и безопасного поведения с учетом биоритмов, методами профилактики десинхронозов и навыками пропаганды культуры безопасного поведения.
- методикой реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний о роли биоритмов в живой природе и вселенной.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика биоритмов и их роль в безопасности жизнедеятельности.
1.1. Понятие биоритмов. Принципы классификации биоритмов. Виды биоритмов: циркадианный, недельный, сезонный, годовой, 11-летний и др. Характеристика биоритмологической кривой. Практические 2 2 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Механизмы биоритмологической организации функций организма.
2.1. Нервные и гуморальные механизмы ритмической организации физиологических процессов. Роль супрахиазматических ядер и гипоталамо-гипофизарной системы. Практические 2 2 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Механизмы биоритмологической организации функций организма Сам. работа 2 22 ПК-6, ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л1.2
Раздел 3. Индивидуальный год как один из важнейших биоритмов человека.
3.1. Биоритмологическая индивидуальность. Эндогенный годовой цикл (ЭГЦ), здоровье и психофизическая работоспособность организма. Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Индивидуальные особенности биоритмов Сам. работа 2 22 ПК-6 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Биоритмы и поведение.
4.1. Физический, интеллектуальный и эмоциональный биоритмы. Особенности психических функций и поведения человека в динамике суточных, недельных, месячных, сезонных и мегаритмов. Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Биологические ритмы и организация безопасного и здорового образа жизни. Сам. работа 2 26 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Креативность, когнитивные функции, успешность обучения в зависимости от ЭГЦ. Зачатие, беременность и роды, их связь с ЭГЦ. Зависимость успешности в спорте от ЭГЦ. Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Практическое значение биоритмологии и методы оценки индивидуальных биоритмов.
5.1. Роль биоритмологии в медицине, образовании, спорте и трудовой деятельности. Понятие о десинхронозах и путях их ограничения. Методы определения индивидуальных биоритмов: анкетные, расчетные, тестовые (Г. Хольдебранта, О. Остберга, Н.А. Барбараш). Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Построение индивидуальной биоритмологической кривой с физической, интеллектуальной и эмоциональной фазами. Сам. работа 2 26 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. Понятие биоритмов. Принципы классификации биоритмов.
2. Виды биоритмов. Характеристика биоритмологической кривой.
3. Астрофизические факторы и биоритмы.
4. Нервные механизмы ритмической организации физиологических процессов.
5. Гуморальные факторы, участвующие в регуляции биоритмов.
6. Физиологические изменения в организме при биоритмах.
7. Биоритмологическая индивидуальность. Эндогенный годовой цикл (ЭГЦ).
8. Здоровье и психофизическая работоспособность организма в зависимости от ЭГЦ.
9. Зачатие, беременность и роды, их связь с ЭГЦ.
10. Зависимость успешности в спорте от ЭГЦ.
11. Особенности психических функций и поведения человека в динамике биоритмов.
12. Биологические ритмы и организация безопасного и здорового образа жизни.
13. Роль биоритмологии в практической деятельности.
14. Понятие о десинхронозах и путях их ограничения.
15. Методы определения индивидуальных биоритмов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов:
1. Биоритмологическая индивидуальность.
2. Механизмы ритмической организации физиологических процессов.
3. Роль биологических ритмов для здоровья и безопасности.
4. Значение биоритмов для практики.
5. Связь биоритмов и среды.
6. Эндогенный годовой цикл и его значение в жизни человека.
7. Десинхронозы и методы их профилактики.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Томилова И.Н. Большой практикум по физиологии человека: учебное пособие Алт. ун-та, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/512
Л1.2 Айзман, Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [: учебное пособие для вузов Новосибирск; Москва: Арта,, 2011 http://lib.nspu.ru/file/library/208733/054f3377845224d6.pdf. 
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кайгородова Н.З. Основы физиологии и психологии здоровья. : Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Электронные образовательные ресурсы
1. Айзман, Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / Р.И. Айзман, С.П. Петров, В.М. Ширшова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т.  - Новосибирск; Москва: Арта, 2011. - 208 с.: табл. - (Безопасность жизнедеятельности). - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/208733/054f3377845224d6.pdf. - ISBN 978-5-902700-18-0.
2. Рубанович, В.Б. Основы здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 2,02 МБ - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/092257ff33557621/.
3. Основы медицинских знаний [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / Р.И. Айзман, В.Г. Бубнов, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов [и др.]; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т.  - Новосибирск; Москва: Арта, 2011. - 224 с.: ил. - (Безопасность жизнедеятельности). - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/208737/455689e3ae2e0aa6.pdf. - ISBN 978-5-902700-17-3.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
• ЭБС издательства «Лань»
• ЭБС «Университетская библиотека online»
• ЭБС «Юрайт»
• ЭБС «Znanium» (СПО)
• ЭБ «Академия» (СПО)
• ЭБС «Консультант студента»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.


Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Работа на лекции



На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка



После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации



Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.