МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.псих.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.псих..н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психологических наук, профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой доктор психологических наук, профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать систему психологических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Сформировать у студентов представление о предмете, методах и задачах психологии, основных категориях, месте среди других наук о человеке. Сформировать представление об основных теоретических направлениях психологии познакомить с закономерностями психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности. Познакомить с формами, средствами и методами психологии; выработать элементарные навыки саморегуляции, разрешения конфликтных ситуаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных теоретических направлениях психологии;
- о закономерностях психической деятельности отдельного человека и группы людей;
- методах изучения личности и социальной общности;
- основные принципы периодизации психологии;
- ключевые характеристики человека как субъекта познания и деятельности.
-особенности психологических концепций ведущих отечественных и зарубежных психологов и научных школ
3.2.Уметь:
3.2.1.-выявлять, анализировать и интерпретировать источники по психологии;
-свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах психологии;
- излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументированно отстаиватьсвою точку зрения в дискуссии;
- принимать психологически грамотные решения в возникающих конфликтных и проблемных ситуциях, уметь предтвращать их
- находить решения прикладных вопросов на основе полученных теоретических знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть:
- основными теоретическими моделями и понятийным аппаратом современной психологической науки;
- технологиям получения и верификации психологических знаний;
- системой основных психологических понятий и профессиональной логикой их употребления;
- формами, средствами и методами психологии взаимодействия и саморегуляции в деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, объект и методы психологии.
1.1. История научной психологии; основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии. Становление предмета психологии в историческом аспекте. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Лекции 5 2 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Психология как наука и как практическая деятельность Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Природа души. Метод интроспекции. Лекции 5 2 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные научные школы психологии. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии. Лекции 5 2 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Идеалистические концепции души в учениях античных философов. Становление и развитие эмпирической психологии в философских учениях ХVП-ХVШ вв. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии ХIХ веке. Психологические идеи в немецкой классической философии (конец ХVШ - начало ХIХ вв.). Сам. работа 5 10 ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психика, поведение и деятельность.
2.1. Психика и сознание. Структура деятельности. Деятельностная природа личности человека. Понятие ведущей деятельности. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Основные функции психики. Мозг и психика. Структура психики. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Основные феномены самосознания. Структура сознания. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. На самостоятельное изучение: Онтогенетическое развитие как поэтапная социализация личности: развитие психики по А.Н. Леонтьеву, Э. Эриксону. отечественные и зарубежные психологии Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Периодизация личностного развития на основании ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин).Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Познавательнын процессы. Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Мышление и интеллект. Речь.
3.1. Ощущения: виды ощущений, свойства ощущений. Восприятие: формы, свойства; ошибки и виды восприятия. Предствление, особенност представления и его развитие. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Внимание: виды и свойства внимания. Память: виды памяти. Основные характеристики, процессы и механизмы памяти. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Мышление: стадии развития мышления. Логика и эмоции в процессе мышления: логические операции, формы логического мышления. Интеллект: природа интеллекта. Основные качества интеллекта. Творчество и творческое мышление. Воображение: виды воображения. Связь воображения и творческого мышления. Функции воображения Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Когнитивные психические поцессы Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Эмоциональные психические процессы Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Классификация ощущений по И. Шеррингтону. Многофакторная модель интеллекта Л. Терстоуна. Структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда. Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Психология речи. Общая характеристика речи. Функции речи. Компоненты содержания речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология ее понимания. Регуляторные психические процессы: эмоции, воля. Общая характеристика эмоций. Виды эмоций. Понятие об эмоциональном стрессе и фрустрации. Теории эмоций. Понятие о воле. Волевые качества личности. Теории воли. Структура волевого действия. Развитие воли у человека. Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Личность как предмет психологического познания.
4.1. Индивид и индивидуальность. Личность: ее структура и проявления. Современные теории личности. Лекции 5 1 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Мотив и мотивация. Потребност Характер и личность: сходство и различие. Типология характеров. Акцентуация характера. Способности. Личность как субъект сознания и самосознания. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Мотив и мотивация,потребности. Темперамент и его свойства. Типология характеров. Акцентуация характера. Способности. Лекции 5 1 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Виды потребностей по А. Маслоу. Теория потребностей по Л.С. Выготскому. Схема типов нервной деятельности по И.П. Павлову. Характеристика типов темперамента. Типы темперамента. Сам. работа 5 10 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
5.1. Проблема феномена общения в психологической науке Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Межличностные отношения и взаимодействия Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Психология общения. Установки в общении. Практические 5 2 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Феномен групповых процессов в больших и малых группах. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические подходы к пониманию личности в современной зарубежной психологии.
Осмысление и концептуальные модели личности в отечественной психологии.
Определение личностной типологии в концепции К. Юнга.
Социально-психоаналитический подход к пониманию человека в индивидуальной психологии А. Адлера.
Понятие человеческого характера и основ человеческого бытия в концепции Э. Фромма.
Специфика и значение материнской и отцовской любви в становлении личности человека и определении его жизненного сценария.
Способности человека к любви как проявление высших гуманистических начал личности. Факторы развития способности к подлинной любви.
Система ценностных ориентаций как фундаментальная характеристика личности человека. Источники и закономерности формирования ценностей у человека.
Проблемы субъектности, самостоятельности и личностной свободы современного человека. Формы ухода от свободы и поиск зависимостей.
Современные взгляды на проблему аддиктивности (зависимого поведения). Возможности профилактики зависимостей на уровне личности, семьи, общества.
Компьютерная зависимость у детей и взрослых: психологические механизмы и социальные проблемы.
Типология и характеристика человеческих отношений. Динамика человеческих отношений в постиндустриальном мире и мире виртуальных технологий: современное состояние и перспективы.

В билетах предусмотрено два вопроса и одно практическое задание.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Контроль основных понятий
Контрольная работа психологических понятий: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека.
Рефераты
1. Этапы развития личности в психологии(возрастная периодизация).
2. Воля: ее значение в развитии личности.
3. Проблема взаимосвязи речи и мышления.
4. Эмоции: классификации и проявления.
5. Потребности и мотивы.
6. Психология большой группы.
7. Социально-психологический статус личности в группе и его определение.
8. Интеллект и интеллектуальные способности.
9. Понятие о психической норме и патологии.
10. Акцентуации характера.
11. Конфликты в группе: формы проявления.

Практические задания:
1. Составление планов-конспектов уроков и внеклассных мероприятий.
2. Составление инструкций для детей 6-10 лет "Один дома", "Один на улице", "Один в общественном транспорте".
3. Подготовка анализа видеоурока.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ III В 2 КН. КНИГА 1. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Эксакусто Т. В. Основы психологии делового общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Виртуальная библиотека по психологии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm.
Э2 2. Библиотека по педагогике [Электрон.ресурс].-Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/index.shtml
Э3 3. Коллекция: история образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://museum.edu.ru/
Э4 4. Практическая психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psynet.narod.ru/main.htm
Э5 5. Психея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psycheya.ru
Э6 Курсы в Moodle "Психология / Основы психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Базы данных:
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Интернет-ресурсы:

6. www.voppsy.ru - Сайт журнала «Вопросы психологии», архив публикаций за 1980-1995г., аннотации публикаций до 2005г..



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
бсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.