МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу управления человеческими ресурсами организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы с персоналом.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-7 способностью руководить малым коллективом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы управления человеческими ресурсами, формы и методы работы с персоналом в системе управления организацией, принципы управления персоналом
теоретические основы работы в коллективе и руководства коллективом


3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии управления человеческими ресурсами; основные и специальные методы анализа, проектирования, правила и принципы управления человеческими ресурсами,теоретические основы работы в коллективе и руководства коллективом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа и оценки состояние работы с персоналом, способностью разрабатывать и обосновывать предложения по развитию системы управления человеческими ресурсами
способностью работать в коллективе и руководить коллективом
способностью к самоорганизации и самообразованию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система управления человеческими ресурсами. Кадровые технологии.
1.1. Система управления человеческими ресурсами. Управление коллективом Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Система управления человеческими ресурсами. Управление коллективом Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Система управления человеческими ресурсами. Управление коллективом Сам. работа 5 8 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Теория и практика организации работы с персоналом Сам. работа 5 8 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Основные направления работы с человеческими ресурсами
2.1. Оценка персонала организации Сам. работа 5 8 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Кадровое планирование Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Кадровое планирование Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Кадровое планирование Сам. работа 5 6 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Набор персонала. Отбор персонала Лекции 5 2 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Набор персонала. Отбор персонала Практические 5 2 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Набор персонала. Отбор персонала Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Работа к коллективе Лекции 5 4 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Работа к коллективе Практические 5 4 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Работа к коллективе Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Трудовая адаптация персонала Лекции 5 2 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Трудовая адаптация персонала Практические 5 2 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.13. Трудовая адаптация персонала Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.14. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 5 0 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.15. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.16. Трудовая мотивация и стимулирование труда Сам. работа 5 8 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.17. Развитие и обучение персонала. Самоорганизация и самообразование Лекции 5 0 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.18. Развитие и обучение персонала. Самоорганизация и самообразование Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.19. Развитие и обучение персонала. Самоорганизация и самообразование Сам. работа 5 6 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.20. Управление карьерой персонала Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.21. Управление карьерой персонала Практические 5 2 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.22. Управление карьерой персонала Сам. работа 5 6 ОК-6, ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.23. Оценка персонала организации Лекции 5 2 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.24. Оценка персонала организации Практические 5 2 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Дейнека, А.В.; Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: учебник Москва : Дашков и К°, 2022 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кучмаева О.В. - отв. ред. ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кучмаева О.В. - отв. ред. ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент; ecsocman.hse.ru
Э2 Электронная библиотека «Лань". www.e.lanbook.com
Э3 электронная версия журнала "Управление персоналом"; www.personal.ru
Э4 электронная версия журнала "Кадровик". www.kadrovik.ru
Э5 Эффективные коммуникации и управление человеческими ресурсами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Microsft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.