МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология педагогической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ДПИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 80
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. иск., Доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История и методология педагогической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать систему знаний и представлений о методологии педагогики как особой отрасли научного знания.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- выявить закономерности исторического развития педагогической науки, современные представления о методологии педагогики;
- сформировать навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессионального образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности
ПК-11 способностью и готовностью организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации
ПК-13 способностью и готовностью профессионально составлять научную документацию, доклады, статьи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю науки и методы научно-педагогических исследований;
закономерности исторического развития науки и педагогического научного познания;
современные представления о научном познании, методологии педагогической науки
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять план научно- педагогического исследования; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые для исследования специальных задач в области профессионального образования;
грамотно выражать и аргументировано обосновывать свою точку зрения по проблематике методологии педагогической науки, пользоваться методами научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научных исследований в области профессионального образования;
методами организации научно-исследовательской работы в системе высшего и среднего профессионального образования;
навыками самостоятельной творческой научно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и принципы методологии педагогической науки
1.1. Основные этапы и методологические проблемы развития педагогической науки. Функции и уровни методологии педагогики Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Составление терминологического словаря. Изучение методов научно-педагогического исследования Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.3. Педагогика в системе научного знания. Методологические основы научного познания в педагогике. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.4. Подготовка к практическому занятию. Определение проблематики педагогичесого иследования Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Научно-педагогическое исследование и его компоненты Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.6. Педагогическое мастерство исследователя: общая культура и эрудиция, профессиональные знания, исследовательские способности и умения, исследовательская педагогическая направленность. Составление конспекта Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.7. Методологическая культура педагога. Критерии сформированности методологической культуры Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.8. Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Планирование эксперимента. Организация и проведение педагогического эксперимента. Сбор, обработка и анализ экспериментальных данных. Составление конспекта Сам. работа 1 12 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.9. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практической деятельности. Творчество и новаторство в работе педагога-исследователя. Составление конспекта Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методологические подходы в педагогических исследованиях
2.1. Мировоззренческие парадигмы как источник основания методологии. Системный подход в педагогических исследованиях Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.2. Аналитическая работа с источниками: Историческое развитие социально-гуманитарной и педагогической методологии Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.3. Педагогическая герменевтика: концептуальные основания, социокультурное значение, область применения Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.4. Приемы аргументации при построении теоретической модели. Аксиологический аспект исследования и оценка теоретической модели Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.5. Синергетический подход в педагогической теории и практике Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.6. Аналитическая работа с источниками: Аксиологический подход в образовании. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.7. Педагогическое исследование в контексте современной науки Практические 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.8. Аналитическая работа с источниками. Культурологический подход как методологическая основа педагогического процесса Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.9. Методологические позиции современной российской педагогики Практические 1 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.10. Аналитическая работа с источниками. Подготовка к зачету Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-11, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.11. Зачет 1 0 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Комплект типов оценочных материалов к дисциплине представлен в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект типов оценочных материалов к дисциплине представлен в Приложении

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Комплект типов оценочных материалов к дисциплине представлен в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
Л1.2 Сафин В.Ф., Ахтамьянова И.И., Нухова М.В. Психологические науки: основные образовательные программы послевузовскго профессионального образования: Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы//ЭБС Лань, 2009 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека по педагогике [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/index.shtml
Э2 Коллекция: история образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://museum.edu.ru/
Э3 Электронный курс Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе к курсу.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала).
С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки. Расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.