МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу управления человеческими ресурсами организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы с персоналом.
В процессе изучения дисциплины "Управление человеческими ресурсами» студенты должны:
• изучить научные основы управления человеческими ресурсами;
• обучиться формам, методам и правилам коммуникаций и работы с персоналом организаций;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования, развития и использования человеческих ресурсов и персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к управлению человеческих ресурсов, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;
• овладеть навыками анализа кадровой ситуации, кадрового планирования, набора, отбора, стимулирования, адаптации, карьерного продвижения, обучения, оценки человеческих ресурсов/персонала;
. овладеть навыками включенного слушания, убеждения, дискуссии, ораторского исскуства, контроля за вербальными и невербальными знаками;
• овладеть методами стратегического и тактического управления персоналом;
• научиться разрабатывать обоснованные управленческие решения по вопросам управления человеческими ресурсами.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-5 способностью использовать принципы руководства и администрирования малых групп исполнителей
ПК-1 способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы управления человеческими ресурсами, формы и методы работы с персоналом в системе управления организацией, принципы управления персоналом, основы командной работы, принципы руководства малыми группами.

3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии управления человеческими ресурсами; основные и специальные методы анализа, проектирования, правила и принципы управления человеческими ресурсами, работы в команде и руководства малыми группами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализировать и оценивать состояние работы с персоналом, разрабатывать и обосновывать предложения по развитию системы управления человеческими ресурсами, командной работы и руководства малыми группами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система управления человеческими ресурсами. Кадровые технологии.
1.1. Система управления человеческими ресурсами Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Система управления человеческими ресурсами Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Система управления человеческими ресурсами Сам. работа 5 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Теория и практика организации работы с персоналом Сам. работа 5 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Кадровое планирование Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.8. Кадровое планирование Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.9. Кадровое планирование Сам. работа 5 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.10. Набор персонала Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.11. Набор персонала Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.12. Набор персонала Сам. работа 5 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.13. Отбор персонала Лекции 5 4 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.14. Отбор персонала Практические 5 4 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.15. Отбор персонала Сам. работа 5 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.16. Трудовая адаптация персонала Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.17. Трудовая адаптация персонала Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.18. Трудовая адаптация персонала Сам. работа 5 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.19. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 5 0 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.20. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.21. Трудовая мотивация и стимулирование труда Сам. работа 5 8 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.22. Развитие и обучение персонала Лекции 5 0 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.23. Развитие и обучение персонала Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.24. Развитие и обучение персонала Сам. работа 5 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.25. Управление карьерой персонала Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.26. Управление карьерой персонала Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.27. Управление карьерой персонала Сам. работа 5 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.28. Оценка персонала организации Лекции 5 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.29. Оценка персонала организации Практические 5 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.30. Оценка персонала организации Сам. работа 5 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1EB0E319-C6DB-4A3B-8B40-A737500BE562
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент; ecsocman.hse.ru
Э2 электронная библиотека «Лань". www.e.lanbook.com
Э3 электронная версия журнала "Управление персоналом"; www.personal.ru
Э4 электронная версия журнала "Кадровик". www.kadrovik.ru
Э5 Эффективные коммуникации и управление человеческими ресурсами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.