МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология стресса и стрессоустойчивого поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология стресса и стрессоустойчивого поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N1613"Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандартавысшего образования по специальности37.05.02 Психология служебной деятельности(уровень специалитета)"(Зарегистрировано в Минюсте России11.01.2017 N 45176)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с современными концепциями стресса и подходами к совладающему поведению, дать понятие трудной жизненной ситуации;
раскрыть роль личности в совладании со стрессом и трудными жизненными ситуациями;
ознакомить студентов с этапами и закономерностями преодоления трудной жизненной ситуации;
сформировать представление о влиянии трудных жизненных ситуаций на здоровье человека;
обеспечить формирование у студентов умения применять психологические методы диагностики и коррекции стресса, выявления доминирующих стратегий совладания и предсказания успешности разрешения трудной жизненной ситуации;
сформировать представление о принципах и техниках оказания психологической помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ПК-1 способностью осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях
ПК-5 способностью выявлять актуальные психологические возможности (психологические ресурсы), необходимые для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач
ПК-13 способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности
ПСК-2 оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия "стресс", "совладающее поведение", "трудная жизненная ситуация", "психологическая защита", "ресурсы совладания", "стратегии совладания";
основные отличия совладающего поведения и психологических защит;
принципы эмоциональной и когнитивной саморегуляции состояния и деятельности человека в условиях стресса,
принципы оказания индивиду, группе, организации психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в работе с индивидами и группами принципы эмоциональной и когнитивной саморегуляции состояния и деятельности в условиях стресса,
использовать в работе с индивидом и группой принципов психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования методов диагностики психического состояния и преобладающих стратегий совладания, применяемых индивидом или группой людей в трудной ситуации
применения при работе с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, средств актуализации ресурсов совладания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. История становления психологии совладающего поведения. Лекции 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. История становления психологии совладающего поведения. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные подходы к совладанию Лекции 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Проблема диагностики в психологии совладающего поведения Практические 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные подходы к совладанию Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретические предпосылки учения о преодолении. Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Теоретические предпосылки учения о преодолении. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Концепция стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана Лекции 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Концепция стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Психология совладающего поведения в современной психологии: укрепление идеографического подхода и учет ситуации Практические 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Психология совладающего поведения в современной психологии: укрепление идеографического подхода и учет ситуации Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Психоаналитическое описание защитных механизмов как предпосылка исследования совладания Практические 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Психоаналитическое описание защитных механизмов как предпосылка исследования совладания Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Социально-психологическое направление исследования совладающего поведения Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Современные теории стресса и способы коррекции стрессовых состояний Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.16. Современные теории стресса и способы коррекции стрессовых состояний Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.17. Клинико-психологическое направление исследования совладающего поведения Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.18. Клинико-психологическое направление исследования совладающего поведения Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.19. Совладающее поведение в психотравмирующих и экстремальных ситуациях Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.20. Совладающее поведение в психотравмирующих и экстремальных ситуациях Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.21. Совладающее поведение и психическое здоровье личности Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.22. Совладающее поведение и психическое здоровье личности Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.23. Проблема развития ресурсов совладания в трудных жизненных ситуациях Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.24. Проблема развития ресурсов совладания в трудных жизненных ситуациях Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
вопросы к зачету:
1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время
2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии
3. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса
4. Особенность психологического стресса у человека
5. Изменение эмоционального состояния при стрессе
6. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе
7. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе
8. Проблемы диагностики стресса и стрессоустойчивости. Сравнительная оценка различных методов диагностики стресса и стрессоустойчивости.
9. Генетические факторы стрессоустойчивости
10. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости
11. Когнитивные факторы психологического стресса
12. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса
13. Механизмы психологической защиты и совладание со стрессом.
14. Методы саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, метод биологической обратной связи, десенсибилизация, дыхательные техники, мышечная релаксация, когнитивное реструктурирование, использование позитивных образов и др.).
15. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса.
16. Концепция копинг-поведения Р. Лазаруса
17. Понятие «копинг-стратегии». Классификации стратегий совладания
18. Когнитивные подходы к совладающему поведению.
19. Стресс и ресурсы совладания. Виды ресурсов.
20. Социальная поддержка как ресурс совладания
21. Понятие «трудная жизненная ситуация»: критерии и классификация
22. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как трудные жизненные ситуации
23. Совладание в ситуации фрустрации.
24. Нормативные и ненормативные кризисы как трудные жизненные ситуации и совладание с ними. Психотерапия кризисных состояний.
25. Совладание со стрессом повседневной жизни.
26. Совладающее поведение в экстремальных ситуациях. Посттравматическое расстройство и работа с ним.
27. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание. Совладание в ситуации профессионального стресса, преодоление эмоционального выгорания.
28. Стресс напряженной учебы. Совладание в ситуации учебного стресса
29. Семейные стрессы и совладание с ними. Принципы семейной психотерапии.
30. Болезнь как стресс, стресс умирания. Совладание в ситуации болезни.
31. Стресс спортсменов. Совладание со спортивным стрессом.
32. Ситуация горя. Процесс переживания горя и психологическая помощь в переживании.
33. Ситуация насилия и совладание в ней. Психологическая помощь в ситуации насилия.
34. Стресс участников боевых действий и посттравматическое стрессовое расстройство. Совладание с боевым стрессом, методы коррекции и терапии при ПТСР.
35. Стресс бизнесмена и руководителя. Способы совладания со стрессом руководителя.
36. Совладание в ситуациях конфликта. Внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты и совладание с ними.
37. Возрастные особенности совладающего поведения
38. Социально-психологический подход к совладающему поведению
39. Клиническая психология совладающего поведения: стресс, копинг и здоровье
40. Проблемы диагностики совладающего поведения.
41. Совладающее поведение и психотерапия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Водопьянова Н. Е. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Психология стресса и стрессоустойчивого поведения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Офисные приложения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к зачету.
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.