МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология стресса и стрессоустойчивого поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология стресса и стрессоустойчивого поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N1613"Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандартавысшего образования по специальности37.05.02 Психология служебной деятельности(уровень специалитета)"(Зарегистрировано в Минюсте России11.01.2017 N 45176)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с современными концепциями стресса и подходами к совладающему поведению, дать понятие трудной жизненной ситуации;
раскрыть роль личности в совладании со стрессом и трудными жизненными ситуациями;
ознакомить студентов с этапами и закономерностями преодоления трудной жизненной ситуации;
сформировать представление о влиянии трудных жизненных ситуаций на здоровье человека;
обеспечить формирование у студентов умения применять психологические методы диагностики и коррекции стресса, выявления доминирующих стратегий совладания и предсказания успешности разрешения трудной жизненной ситуации;
сформировать представление о принципах и техниках оказания психологической помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ПК-1 способностью осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях
ПК-5 способностью выявлять актуальные психологические возможности (психологические ресурсы), необходимые для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач
ПК-13 способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности
ПСК-2 оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия "стресс", "совладающее поведение", "трудная жизненная ситуация", "психологическая защита", "ресурсы совладания", "стратегии совладания";
основные отличия совладающего поведения и психологических защит;
принципы эмоциональной и когнитивной саморегуляции состояния и деятельности человека в условиях стресса,
принципы оказания индивиду, группе, организации психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в работе с индивидами и группами принципы эмоциональной и когнитивной саморегуляции состояния и деятельности в условиях стресса,
использовать в работе с индивидом и группой принципов психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования методов диагностики психического состояния и преобладающих стратегий совладания, применяемых индивидом или группой людей в трудной ситуации
применения при работе с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, средств актуализации ресурсов совладания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. История становления психологии совладающего поведения. Лекции 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. История становления психологии совладающего поведения. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные подходы к совладанию Лекции 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Проблема диагностики в психологии совладающего поведения Практические 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные подходы к совладанию Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретические предпосылки учения о преодолении. Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Теоретические предпосылки учения о преодолении. Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Концепция стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана Лекции 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Концепция стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Психология совладающего поведения в современной психологии: укрепление идеографического подхода и учет ситуации Практические 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Психология совладающего поведения в современной психологии: укрепление идеографического подхода и учет ситуации Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Психоаналитическое описание защитных механизмов как предпосылка исследования совладания Практические 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Психоаналитическое описание защитных механизмов как предпосылка исследования совладания Сам. работа 6 4 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Социально-психологическое направление исследования совладающего поведения Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Современные теории стресса и способы коррекции стрессовых состояний Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.16. Современные теории стресса и способы коррекции стрессовых состояний Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.17. Клинико-психологическое направление исследования совладающего поведения Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.18. Клинико-психологическое направление исследования совладающего поведения Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.19. Совладающее поведение в психотравмирующих и экстремальных ситуациях Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.20. Совладающее поведение в психотравмирующих и экстремальных ситуациях Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.21. Совладающее поведение и психическое здоровье личности Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.22. Совладающее поведение и психическое здоровье личности Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.23. Проблема развития ресурсов совладания в трудных жизненных ситуациях Практические 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
1.24. Проблема развития ресурсов совладания в трудных жизненных ситуациях Сам. работа 6 2 ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-13, ПСК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
вопросы к зачету:
1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время
2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии
3. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса
4. Особенность психологического стресса у человека
5. Изменение эмоционального состояния при стрессе
6. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе
7. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе
8. Проблемы диагностики стресса и стрессоустойчивости. Сравнительная оценка различных методов диагностики стресса и стрессоустойчивости.
9. Генетические факторы стрессоустойчивости
10. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости
11. Когнитивные факторы психологического стресса
12. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса
13. Механизмы психологической защиты и совладание со стрессом.
14. Методы саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, метод биологической обратной связи, десенсибилизация, дыхательные техники, мышечная релаксация, когнитивное реструктурирование, использование позитивных образов и др.).
15. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса.
16. Концепция копинг-поведения Р. Лазаруса
17. Понятие «копинг-стратегии». Классификации стратегий совладания
18. Когнитивные подходы к совладающему поведению.
19. Стресс и ресурсы совладания. Виды ресурсов.
20. Социальная поддержка как ресурс совладания
21. Понятие «трудная жизненная ситуация»: критерии и классификация
22. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как трудные жизненные ситуации
23. Совладание в ситуации фрустрации.
24. Нормативные и ненормативные кризисы как трудные жизненные ситуации и совладание с ними. Психотерапия кризисных состояний.
25. Совладание со стрессом повседневной жизни.
26. Совладающее поведение в экстремальных ситуациях. Посттравматическое расстройство и работа с ним.
27. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание. Совладание в ситуации профессионального стресса, преодоление эмоционального выгорания.
28. Стресс напряженной учебы. Совладание в ситуации учебного стресса
29. Семейные стрессы и совладание с ними. Принципы семейной психотерапии.
30. Болезнь как стресс, стресс умирания. Совладание в ситуации болезни.
31. Стресс спортсменов. Совладание со спортивным стрессом.
32. Ситуация горя. Процесс переживания горя и психологическая помощь в переживании.
33. Ситуация насилия и совладание в ней. Психологическая помощь в ситуации насилия.
34. Стресс участников боевых действий и посттравматическое стрессовое расстройство. Совладание с боевым стрессом, методы коррекции и терапии при ПТСР.
35. Стресс бизнесмена и руководителя. Способы совладания со стрессом руководителя.
36. Совладание в ситуациях конфликта. Внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты и совладание с ними.
37. Возрастные особенности совладающего поведения
38. Социально-психологический подход к совладающему поведению
39. Клиническая психология совладающего поведения: стресс, копинг и здоровье
40. Проблемы диагностики совладающего поведения.
41. Совладающее поведение и психотерапия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Водопьянова Н. Е. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Психология стресса и стрессоустойчивого поведения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Офисные приложения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к зачету.
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.