Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Дизайн интерьера |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_04_ДИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 8 | 6 | 8 |
Практические | 4 | 12 | 4 | 12 |
Сам. работа | 94 | 84 | 94 | 84 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна
1.1. | Формирование основополагающих знаний и умений в области проектно-художественной деятельности, развитие профессиональных навыков в художественном творчестве на основе изучения теории и истории дизайна. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
ОПК-4 | Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия и термины дизайна; основные характерные черты различных периодов развития дизайна, науки и техники; основных представителей и современное состояние дизайна, науки техники в различных областях экономической деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в исторических эпохах и стилях дизайна; проводить анализ аналогов в дизайн-проектировании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения полученных знаний и навыков в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в научно-практических конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Развитие технологий в Европе и России в Новое время | ||||||
1.1. | Периодизация культуры Западной Европы Нового времени. Различные виды ремесел и формы предприятий в России в XVIII-XIX вв. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Наука как фактор технического прогресса XVII – начала XIX веков | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Ремесло и промышленность в XIX веке. Первые теоретики дизайна | ||||||
2.1. | Художественно-промышленные компании У. Морриса | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Концепции промышленного искусства в творчестве Д. Рёскина, Г. Земпера, Ф. Рело | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Возникновения стиля модерн | ||||||
3.1. | Период модерна в культуре и искусстве Западной Европы | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Особенности проявления модерна в странах западной Европы в конце XIX начале XX вв. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Период модерна в культуре России | ||||||
4.1. | Ведущие архитекторы стиля модерн в России | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Санкт-Петербургская и Московская школы модерна | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Условия появления и становления дизайна | ||||||
5.1. | Всемирные промышленные выставки XIX - начала XX века | Практические | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Стилевые направления в индустриальном формообразовании | ||||||
6.1. | Германский художественно-промышленный союз и его история | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Деятельность Германа Мутезиуса и Людвига Мисс Ван дер Роэ | Практические | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Развитие дизайна, науки и техники в ХХ веке | ||||||
7.1. | Хронология развития дизайна, науки и техники в первой половине XX века | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 8. Первые школы дизайна | ||||||
8.1. | Баухауз – первая школа промышленного проектирования | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
8.2. | Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования | Практические | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
8.3. | Ведущие дизайнеры и архитекторы – Фрэнк Ллойд Райт, Мисс Ван дер Роэ, Ле Корбюзье | Практические | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 9. Особенности развития советского дизайна довоенного периода | ||||||
9.1. | Влияние русского авангардного искусства на становление дизайна | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
9.2. | Конструктивизм – новая концепция формообразования в художественном творчестве | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 10. Дизайн 1920 – 1940-х гг. | ||||||
10.1. | Предвоенный дизайн 1930 – 1940-х гг. в Европе | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 11. Развитие дизайна в Америке после второй мировой войны | ||||||
11.1. | Особенности развития дизайна после второй мировой войны и проблема экономии ресурсов | Сам. работа | 1 | 22 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 12. Послевоенный дизайн в Европе | ||||||
12.1. | Особенности финского, шведского и датского дизайна | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
12.2. | Итальянская линия в дизайне, понимание дизайна как части культуры. Стиль «Оливетти» | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 13. Поиски и эксперименты в дизайне 1960 – 1970-х гг. | ||||||
13.1. | Стримлайн. Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии | Практические | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 14. Дизайн постиндустриального общества | ||||||
14.1. | Массовая культура и промышленное производство | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
14.2. | Постмодерн. Арт-дизайн. 1980-е г. – десятилетие дизайна | Практические | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 15. Теоретические концепции дизайна в СССР 1960 – 1980-х гг. | ||||||
15.1. | Основные направления Советского дизайна во второй половине XX века | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 16. Дизайн в XXI веке | ||||||
16.1. | Основные виды современного дизайнерского творчества | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
16.2. | Зачет | 1 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Захарченко, Т.Ю. | История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие | Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Сложеникина, Н.С. | Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Костина, Н.Г. | Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие | Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 | https://e.lanbook.com/book/93556. |
Л2.2 | Жданова, Н.С. | Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - выполнение практических графических художественно-творческих работ; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации: а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями; б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. |