Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-12-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 198 | 198 | 198 | 198 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | ознакомить студентов с современными концепциями стресса и подходами к совладающему поведению, дать понятие трудной жизненной ситуации; раскрыть роль личности в совладании со стрессом и трудными жизненными ситуациями; ознакомить студентов с этапами и закономерностями преодоления трудной жизненной ситуации; сформировать представление о влиянии трудных жизненных ситуаций на здоровье человека; обеспечить формирование у студентов умения применять психологические методы диагностики и коррекции стресса, выявления доминирующих стратегий совладания и предсказания успешности разрешения трудной жизненной ситуации; сформировать представление о принципах и техниках оказания психологической помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-4 | способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятия "стресс", "совладающее поведение", "трудная жизненная ситуация", "психологическая защита", "ресурсы совладания", "стратегии совладания"; основные отличия совладающего поведения и психологических защит; принципы эмоциональной и когнитивной саморегуляции состояния и деятельности человека в условиях стресса, принципы оказания индивиду, группе, организации психологической помощи в трудной жизненной ситуации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать в работе с индивидами и группами принципы эмоциональной и когнитивной саморегуляции состояния и деятельности в условиях стресса, использовать в работе с индивидом и группой принципов психологической помощи в трудной жизненной ситуации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования методов диагностики психического состояния и преобладающих стратегий совладания, применяемых индивидом или группой людей в трудной ситуации применения при работе с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, средств актуализации ресурсов совладания. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | История становления психологии совладающего поведения. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | История становления психологии совладающего поведения. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Основные подходы к совладанию | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Проблема диагностики в психологии совладающего поведения | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Основные подходы к совладанию | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Теоретические предпосылки учения о преодолении. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Теоретические предпосылки учения о преодолении. | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Концепция стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Концепция стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Психология совладающего поведения в современной психологии: укрепление идеографического подхода и учет ситуации | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Психология совладающего поведения в современной психологии: укрепление идеографического подхода и учет ситуации | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Психоаналитическое описание защитных механизмов как предпосылка исследования совладания | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Психоаналитическое описание защитных механизмов как предпосылка исследования совладания | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Социально-психологическое направление исследования совладающего поведения | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Современные теории стресса и способы коррекции стрессовых состояний | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Современные теории стресса и способы коррекции стрессовых состояний | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Клинико-психологическое направление исследования совладающего поведения | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Клинико-психологическое направление исследования совладающего поведения | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Совладающее поведение в психотравмирующих и экстремальных ситуациях | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Совладающее поведение в психотравмирующих и экстремальных ситуациях | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Совладающее поведение и психическое здоровье личности | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Совладающее поведение и психическое здоровье личности | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Проблема развития ресурсов совладания в трудных жизненных ситуациях | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Проблема развития ресурсов совладания в трудных жизненных ситуациях | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Зачет | Зачет | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время. 2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии. 3. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса. 4. Особенность психологического стресса у человека. 5. Изменение эмоционального состояния при стрессе. 6. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе. 7. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе. 8. Проблемы диагностики стресса и стрессоустойчивости. Сравнительная оценка различных методов диагностики стресса и стрессоустойчивости. 9. Генетические факторы стрессоустойчивости 10. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости. 11. Когнитивные факторы психологического стресса. 12. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса. 13. Механизмы психологической защиты и совладание со стрессом. 14. Методы саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, метод биологической обратной связи, десенсибилизация, дыхательные техники, мышечная релаксация, когнитивное реструктурирование, использование позитивных образов и др.). 15. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса. 16. Концепция копинг-поведения Р. Лазаруса. 17. Понятие «копинг-стратегии». Классификации стратегий совладания. 18. Когнитивные подходы к совладающему поведению. 19. Стресс и ресурсы совладания. Виды ресурсов. 20. Социальная поддержка как ресурс совладания. 21. Понятие «трудная жизненная ситуация»: критерии и классификация. 22. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как трудные жизненные ситуации. 23. Совладание в ситуации фрустрации. 24. Нормативные и ненормативные кризисы как трудные жизненные ситуации и совладание с ними. Психотерапия кризисных состояний. 25. Совладание со стрессом повседневной жизни. 26. Совладающее поведение в экстремальных ситуациях. Посттравматическое расстройство и работа с ним. 27. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание. Совладание в ситуации профессионального стресса, преодоление эмоционального выгорания. 28. Стресс напряженной учебы. Совладание в ситуации учебного стресса. 29. Семейные стрессы и совладание с ними. Принципы семейной психотерапии. 30. Болезнь как стресс, стресс умирания. Совладание в ситуации болезни. 31. Стресс спортсменов. Совладание со спортивным стрессом. 32. Ситуация горя. Процесс переживания горя и психологическая помощь в переживании. 33. Ситуация насилия и совладание в ней. Психологическая помощь в ситуации насилия. 34. Стресс участников боевых действий и посттравматическое стрессовое расстройство. Совладание с боевым стрессом, методы коррекции и терапии при ПТСР. 35. Стресс бизнесмена и руководителя. Способы совладания со стрессом руководителя. 36. Совладание в ситуациях конфликта. Внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты и совладание с ними. 37. Возрастные особенности совладающего поведения. 38. Социально-психологический подход к совладающему поведению. 39. Клиническая психология совладающего поведения: стресс, копинг и здоровье. 40. Проблемы диагностики совладающего поведения. 41. Совладающее поведение и психотерапия. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Одинцова М.А., Захарова Н.Л. | ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Венгер А.Л., Морозова Е.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Психология стресса и стрессоустойчивого поведения | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Офисные приложения Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к зачету. Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету). При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |