МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика и психология бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 43 46 43
Итого 72 69 72 69

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, декан ФПП, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Этика и психология бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.психол.наук, профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор.психол.наук, профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- раскрытие особенностей организации делового взаимодействия, которое является важной составной частью предпринимательской деятельности, где решающее значение имеют целевые установки и поведенческая сторона, а также речевая культура делового человека и пути ее совершенствования;
- диагностика мотивов предпринимательской деятельности и ее социальной основы: психологический портрет делового человека, предпринимателя, общая культура, имидж и репутация;
- повышение эффективности предпринимательской деятельности посредством определения психологических аспектов делового общения: культура поведения делового человека, деловой этикет партнерства и сотрудничества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические подходы и особенности психологических рисков предпринимательской деятельности: закономерности экономического поведения и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов; психологическая готовность к преодолению трудностей и психологических барьеров, связанных с риском в своей предпринимательской деятельности позитивные стороны
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать подготовку и проведение различных мероприятий, направленных на обеспечение успешного делового взаимодействия, партнерства и сотрудничества - деловые встречи, приемов, совещания, переговоры, презентаций и др.,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами развития инновационной культуры персонала и руководителей организаций, повышения их инновационной готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям, а также целенаправленное использование социальных технологий его преодоления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы этики деловых отношений сфере социального предпринимательства.
1.1. Деловое взаимодействие как объект исследования и его особенности, стадии в социальной практике Лекции 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Формы и виды делового общения: этика и психология деловых отношений. Стиль управления. Практические 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Лидерство и руководство. Стили управления. Формальные и неформальные коммуникации в работе руководителя Сам. работа 3 6 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Этические нормативы поведения в бизнесе и этический Кодекс социального предпринимателя Практические 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Формы и виды делового общения: этика и психология деловых отношений. Стиль управления. Формальные и неформальные коммуникации Сам. работа 3 6 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Этические нормативы поведения в бизнесе и этический Кодекс социального предпринимателя Сам. работа 3 6 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Пространственное структурирование делового взаимодействия: горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Оргструктура фирмы. Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия Лекции 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Фактор времени в организации делового взаимодействия:тайм менеджмент Практические 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Пространственное структурирование делового взаимодействия: горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Оргструктура. Лекции 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Виды оргструктур: горизонтальные и вертикальные взаимосвязи. Преимучества и недостатки разных видов оргструктур. Оргструктура. Сам. работа 3 6 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Виды делового взаимодействие: совещание, прием, переговоры, презентации. Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения Практические 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия. Виды делового взаимодействие: совещание, прием, переговоры, презентации. Сам. работа 3 6 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Диагностика мотивов предпринимательской деятельности в рамках социальной сферы взаимодействия
2.1. Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация руководителя Лекции 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Особенности психологического портрета делового человека, предпринимателя: управленческие компетенции. Общая культура, имидж и репутация Практические 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Психологические риски предпринимательской деятельности как психологический феномен: психологическая готовность к преодолению трудностей и психологических барьеров, связанных с риском в своей предпринимательской деятельности позитивные стороны Сам. работа 3 4 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Психология инноваций: продвижение инноваций и сопротивление изменениям в сфере предпринимательства Лекции 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Методы развития инновационной культуры персонала и руководителей организаций, повышения их инновационной готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям Практические 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Практикум по повышению компетентности в управленческой деятельности: приемы повышения коммуникативной компетентности и инновационной управленческой готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям Практические 3 4 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Психология инноваций: продвижение инноваций и сопротивление изменениям в сфере Сам. работа 3 4 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Методы развития инновационной культуры персонала и руководителей организаций, повышения их инновационной готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям Сам. работа 3 3 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Приемы повышения коммуникативной компетентности и инновационной управленческой готовности, с учетом причин сопротивлений персонала организационным инновациям Сам. работа 3 2 ОК-3 Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Л1.2 Селезнева Е. В. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розанова, Валентина Александровна Психология управленческой деятельности: Учебноепособие Альфа-Пресс, 2006
Л2.2 Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учебник М.:Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л3.2 Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle "Этика и психология бизнеса" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации по рекомендованной в РПД основной и дополнительной литературе. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических знаний в практической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы по данной дисциплине, овладевать необходимой информацией, готовиться к выполнению тестов, практических заданий и зачету.
Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется в целях закрепления, систематизации знаний, предусматривает работу с конспектами лекций, над учебным материалом, его систематизацию и анализ (составление таблиц, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов, создание мультимедийных презентаций, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.).