МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психосоматика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 112
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 44 44
Практические 34 34 34 34 68 68
Сам. работа 52 52 25 25 77 77
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
доцент, Ларина Алена Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент , Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психосоматика

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с основными психосоматическими феноменами в норме и при патологии, формирование представлений
о содержании психосоматической проблемы, различных теоретических подходах, эмпирических фактах и клинической систематике психосоматических расстройств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-4 способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основную психосоматическую феноменологию в норме и патологии;
- различные модели симптомообразования психосоматических расстройств.
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь анализировать различные модели симптомообразования психосоматических расстройств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки диагностики психосоматических расстройств;
- знания об основных положениях при написании заключения психолога в психосоматической клинике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психосоматика как область междисциплинарных ис¬следований: в поисках предмета психологического изучения
1.1. Психосоматика в системе междисциплинарных связей Лекции 3 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Проблема предмета психологического изучения в психосоматике Лекции 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Психосоматическая феноменология в междисциплинарной проекции Практические 3 12 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Психоаналитическое направление в психосоматике Практические 3 10 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Стресс как модель симптомообразования в психосоматике Практические 3 12 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Эмоции как фактор психосоматического симптомообразования Сам. работа 3 16 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Разбор клинических случаев Сам. работа 3 16 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психосоматика в истории науки. Основные направления и проблемы
2.1. Психосоматические идеи в истории медицины Лекции 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Психосоматика на пути поиска новых теоретических ориентаций Сам. работа 3 12 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Личностные феномены в психосоматике Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Культурно-исторический подход в психосоматике Практические 4 10 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Психосоматическое развитие ребенка Практические 4 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Психологические проблемы современной психосоматики
3.1. Внутренняя картина болезни как сложный психосоматический феномен. Личностные феномены в психосоматике Лекции 4 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Основные принципы психодиагностики больных с психосоматическими расстройствами Лекции 4 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Проблема психологической коррекции психосоматических нарушений Лекции 4 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Значение психологических исследований в психосоматике для теории и практики клинической и общей психологии Практические 4 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Феномен внутренней картины болезни как индикатор динамики личности в ситуации болезни Сам. работа 4 13 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Проблема структуры ВКБ.Возрастные особенности ВКБ. Практические 4 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Личность в ситуации хронического соматического заболевания Сам. работа 4 12 ПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Экзамен Экзамен 4 27 ПК-3, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Идея целостного подхода к больному в медицине.
2. Поведение типа А: психологический аспект изучения.
3. Психоаналитический подход в психосоматике, его критическая оценка.
4. ВКБ как сложный психосоматический феномен.
5. Психологические аспекты изучения ВКБ.
6. Динамика ВКБ в процессе лечения.
7. Возрастная динамика ВКБ.
8. Изучение ВКБ в контексте культурно-исторического подхода к психосоматическим расстройствам.
9. Сравнительный анализ различных моделей ВКБ.
10. Гипотеза психосоматической специфичности.
11. Проблема ятрогений. Психологическое исследование ятрогений.
12. Концепция профилей личности в психосоматике.
13. Роль эмоций в происхождении психосоматических заболеваний. Экспериментальные факты, клинические наблюдения.
14. Проблема психологического онтогенеза телесности.
15. Краткая характеристика различных подходов (психиатрического, психодиагностического и др.) к изучению личности соматических больных.
16. Феномены совладания в психосоматике.
17. Основные направления в изучении психосоматической проблемы в России и за рубежом.
18. Основные положения культурно-исторического подхода к психосоматической проблеме.
19. Клинико-психологические аспекты проблемы стресса.
20. Стресс и психосоматические расстройства.
21. Современные представления об организации реакции на стресс.
22. Нейрогенная гипервентияляция как модель психогенеза симптома.
23. Особенности социальной ситуации развития у больных хроническими соматическими заболеваниями (на примере хроничес¬кой почечной недостаточности).
24. Психологические модели симптомообразования: систематика, сособенности, критическая оценка.
25. Патопсихологические аспекты работы с соматическими больными.
26. Психосоматический феномен и психосоматический симптом: возможности их дифференциации.
27. Психологическая феноменология алекситимии.
28. Различные подходы к проблеме алекситимии.
29. Алекситимия как психологическая проблема.
30. Нарушения познавательной деятельности у больных с хро¬ническими соматическими заболеваниями.
31. Личностные изменения при хроническом течении сомати¬ческого заболевания.
32. Феноменология изменений личности при хроническом тече¬нии соматических заболеваний.
33. Изменения личности у онкологических больных на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса.
34. Проблема симптомогенеза в истории психосоматики.
35. Современные представления о психологической саморегу¬ляции. Ее роль в симптомогенезе.
36. Предмет и задачи психологического изучения психосомати¬ческих явлений.
37. Проблема психосоматического дизонтогенеза.
38. Изучение социальной ситуации развития при соматических заболеваниях.
39. Проблема классификации психосоматических расстройств.
40. Факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Психология сексуальности.
2. Культурно-исторический подход к исследованию телесности человекаю
3. Психологическое развитие ребенка в норме и патологии.
4. Психология боли.
5. Психология стресса.
6. Проблема дефекта и компенсации в психологии.
7. Проблема ВКБ при хронических соматических заболеваниях.
8. Основные направления исследований в психосоматике.
9. Психология больного.
10. Стресс и психосоматическая патология.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э4 Психосоматика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины необходимо грамотно организовывать и планировать свое время. Важным пунктом является получение в библиотеке учебников по данному курсу.
Студентам необходимо посещать как лекционные, так и практические занятия, активно участвовать в дискуссиях, анализировать информацию, задавать вопросы.
Студент при подготовке к практическому занятию должен прочитать всю рекомендуемую преподавателем основную литературу. Для получения дополнительных сведений студент может обращаться к списку дополнительных источников. Приветствуется обращение к преподавателю с возникающими вопросами по дисциплине во время занятий и во время еженедельных консультаций.
Студент для лучшего освоения дисциплины может использовать электронные ресурсы. В связи с их постоянным обновлением за подробной информацией он может обращаться к преподавателю.


Подготовка доклада
Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3. Составить план доклада.
4. Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5. Прочитать текст и отредактировать его.
6. Создание презентации в программе Microsoft PowerPoint.

Доклад должен содержать обзор и краткий анализ изученных точек зрения, изложенных в литературе, собственный взгляд студента на исследованные проблемы. Доклад зачитывается устно, примерное время выступления около 5-7 минут. После заслушивания докладчику преподавателем и студентами могут быть заданы вопросы по теме сообщения. Темы для докладов студенты выбирают самостоятельно исходя из перечня вопросов, подлежащих обсуждению на практическом занятии. Тема доклада согласуется с преподавателем заранее.


Подготовка к экзамену.
Для успешного освоения компетенций и закрепления знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины студентам рекомендуется организовать самостоятельную работу:
1. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий.
2. Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п. Выполнение практических заданий, предусмотренных в рамках программы дисциплины (курса, модуля).
Студенты допускается к экзамену в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях.
В билете на экзамене включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу студенту отводится 40 минут.