МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитические методы и модели в экономике и управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.т.н., Проф, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Аналитические методы и модели в экономике и управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук, проф. Е.Е.Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, проф. Е.Е.Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Аналитические методы и модели в экономике и управлении» является подготовка магистров по направлению подготовки 38.04.01 Экономика: Финансовая экономика к изучению методологических и методических подходов математического и компьютерного моделирования и прогнозирования процессов в сложных социально-экономических системах, развивающих способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу и принимать организационно-управленческие решения в выбранной области профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-3 владением комплексным видением современных проблем управления персоналом в организации и пониманием взаимосвязи управления организацией в целом и ее персоналом
ОПК-8 владением методикой определения социально-экономической эффективности системы и технологии управления персоналом и умением использовать результаты расчета для подготовки решений в области оптимизации функционирования системы управления персоналом, или отдельных ее подсистем
ОПК-10 владением методами и программными средствами обработки деловой информации, анализа деятельности и управления персоналом, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы
ОПК-12 умением разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Уровни социальной и этической ответственности за принятые решения.
Класс современных проблем управления персоналом.
Методики определения социально-экономической эффективности.
Методы и программные средства обработки деловой информации.
Методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Действовать в нестандартных ситуациях.
Учитывать взаимосвязи управления организацией в целом и ее персоналом.
Использовать методики определения социально-экономической эффективности.
Использовать методы и программные средства обработки деловой информации.
Использовать методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
Способностью владением комплексным видением современных проблем управления персоналом в организации и пониманием взаимосвязи управления организацией в целом и ее персоналом.
Способностью владением методикой определения социально-экономической эффективности системы и технологии управления персоналом и умением использовать результаты расчета для подготовки решений в области оптимизации функционирования системы управления персоналом, или отдельных ее подсистем.
Способностью владением методами и программными средствами обработки деловой информации, анализа деятельности и управления персоналом, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.
Способностью умением разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Аналитические методы в экономике: основные понятия и определения
1.1. Понятие аналитических методов в экономике и социологии Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Основная технологическая схема аналитического исследования с использованием математических и компьютерных моделей Лабораторные 1 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.2
1.3. Организация и обработка данных экспертного опроса Сам. работа 1 24 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2
Раздел 2. 2. Моделирование процессов и процедур принятия решений, примеры
2.1. Моделирование процессов и оптимальных решений. Многокритериальные модели принятия решений Сам. работа 1 20 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.2
2.2. Производственные функции и задача оптимального среднесрочного планирования Лабораторные 1 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.3, Л1.2
2.3. Типовые задачи, решаемые с использованием инструмента Excel «Поиск решения» Сам. работа 1 12 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.2
Раздел 3. 3. Математические и инструментальные методы портфельного анализа
3.1. Портфельный анализ. Модель Марковица Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Портфельный анализ. Формирование таблицы вариантов инвестиционных портфелей Лабораторные 1 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.3, Л1.2
3.3. Поддержка решений при оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономики Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. 4. Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений при стимулировании менеджеров финансовых организаций
4.1. Модель поведения работника на рабочем месте Сам. работа 1 10 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.1
4.2. Модель оптимизации бонуса менеджеров финансовых организаций Лабораторные 1 2 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.1
4.3. Выполнение индивидуальных расчетных работ «Активность работников» и «Оптимизация бонуса» Сам. работа 1 8 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. 5. Аналитические исследования проблем корпоративного управления с использованием методов блочного программирования
5.1. Модель планирования объединения предприятий Сам. работа 1 9 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.2
5.2. Итоговый экзамен по курсу Экзамен 1 9 ОК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-12 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусморены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. А. Булатова, А. С. Маничева, Н. М. Оскорбин Методы и математические модели управления персоналом: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов Изд-во АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.3 И. Н. Дубина ; [науч. ред. Н. М. Оскорбин] Теоретико-игровые модели организации креативно-инновационной деятельности фирм: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Свободная энциклопедия «Викпедия» \\ http://ru.wikipedia.org
Э2 Курс в Moodle «Аналитические методы и модели в экономике и управлении» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
3. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Аналитические методы и модели в экономике и управлении подготовлен электронный учебный курс в системе Moodle, который включает основные литературные источники, программные средства для выполнения индивидуальных расчетных заданий и глоссарий основных терминов дисциплины.
Смотри ЭУМК (moodle) http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2215
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. Перечень основных и дополнительных вопросов к экзамену для Вашего профиля представлен в ЭУМК. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на практиках. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.