Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент ,Т.Г.Волкова
1.1. | Цель дисциплины – сформировать у студентов психолого-этический подход к личности, и методам его использования в педагогической практике. Задачи дисциплины: познакомить студентов с психологическим содержанием понятия «личность», очертить его специфику, показав многозначность и многомерность данной категории; дать представление о личности с позиции системного подхода; провести анализ сфер практического применения данных знаний в действительной жизни студентов факультетов педагогического образования; выделить прикладные и экспериментальные исследования в психологии личности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о роли данного курса для психолого-педагогической теории и практики; психологии личности как особой науке, изучающей психический мир личности; о понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах психологии личности; о психологических, социально-психологических теориях личности, концепциях и моделях развития и обучения личности; об основах педагогического общения и взаимодействия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать понятийно–категориальный аппарат и тезаурус по разделам, которые выделяются в данном курсе (вводные понятия обоснования психологии личности как науки, ее методов, отраслей знания, состояний и свойств личности, аспектов коммуникативной деятельности человека); применять психологические знания в педагогической практике; содержание и структуру понимания личности с позиции различных парадигм; знать теоретико-методологические подходы к мотивации личности, классификации мотивов; индивидуальные проявления личности. определять методы и модели развития и воспитания на основе полученных знаний. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с учебной и научной психологической литературой; диагностики оценки и описания уровней личностного развития,; критического анализа моделей развития, воспитания и обучения с точки зрения психологической безопасности, грамотности и эффективности; учета психологических и социально–психологических факторов развития личности в процессе воспитания и обучения ставить и решать учебные и исследовательские задачи в области психологии личности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию личности | ||||||
1.1. | Введение в психологию личности | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Человек как индивидуальность в системе персоногенеза | Сам. работа | 6 | 12 | ОК-6, ОК-7 | |
Раздел 2. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии | ||||||
2.1. | Теории личности в отечественной и зарубежной психологии | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОК-7 | |
2.2. | Современные исследования в области психологии личности | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОК-7 | |
Раздел 3. Движущие силы и условия развития личности | ||||||
3.1. | Движущие силы и условия развития личности | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОК-7 | |
3.2. | Жизненный путь человека как история индивидуальности | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОК-7 | |
Раздел 4. Общее представление о структуре личности | ||||||
4.1. | Общее представление о структуре личности | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОК-7 | |
4.2. | Общее представление о структуре личности | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОК-7 | |
4.3. | Уровни субъектных проявлений личности. Личность как индивидуальный и социальный субъект | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОК-7 | |
Раздел 5. Психология индивидуальности личности | ||||||
5.1. | Психология индивидуальности личности | Лекции | 6 | 4 | ОК-6, ОК-7 | |
5.2. | Психология индивидуальности личности | Практические | 6 | 4 | ОК-6, ОК-7 | |
5.3. | Психология способностей. Индивидуальные особенности познавательных процессов личности | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОК-7 | |
Раздел 6. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь | ||||||
6.1. | Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОК-7 | |
6.2. | Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь | Практические | 6 | 4 | ОК-6, ОК-7 | |
6.3. | Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОК-7 | |
Раздел 7. Личность в социогенезе | ||||||
7.1. | Личность в социогенезе | Лекции | 6 | 6 | ОК-6, ОК-7 | |
7.2. | Личность в социогенезе | Практические | 6 | 6 | ОК-6, ОК-7 | |
7.3. | Личность и психическое (социальное) здоровье | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОК-7 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Психология личности. Общепсихологическая характеристика личности. Общение и речь. Межличностные отношения. Психическая регуляция поведения и деятельности. Психология малых групп. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура сознания. Психология саморазвития личности. Основные психические процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Личность как субъект жизни. Свобода. Ответственность и духовность на уровне зрелой личности. Экзистенциальный подход к личности Виктора Франкла. Общее представление о структуре личности. Анализ по элементарным единицам. Представление о роли личностных и ситуативных факторах в регуляции поведения в теории К. Левина. Различные подходы к периодизации развития личности. Методы изучения личности: описательные, объяснительные, типологии. Способы познания личности. Понимание личности в психоанализе З. Фрейда. Понимание личности в общей психологии. Возрастные особенности и психология возрастного развития личности. Основные положения историко-эволюционного подхода к пониманию личности. Самосознание и самоотношение личности. Их исследования в психологии. Личность с позиции деятельностного подхода. Подходы к пониманию личности в мировой психологии. Человек и мир. Личность как специфическая человеческая форма отношения субъекта с миром. Индивид. Личность. Индивидуальность. Представление о движущих силах развития личности. Развитие личности в раннем возрасте. Проблема "Я" в психологии. Представление о смысловых образованиях личности. Исследования. Типы и свойства ВНД как основы темперамента. Социализация личности. Роли. Характер и личность. Формирование характера. Психологические проблемы половых различий. Становление половой идентичности. Строение тела и особенности психики. Конституциональные особенности Кречмера и Шелдона. Индивидуальные свойства личности. Их роль в формировании личности. Темперамент и его роль в структуре личности. Факторные концепции темперамента. Роль врожденных особенностей в формировании личности. Метод близнецов. Проблема социальнотипического в личности. Социальный характер, национальный характер. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | П.С. Гуревич | Психология : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130 |
Л1.2 | Т. А. Мардасова | Психология : учеб. пособие | -Барнаул : АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Д. Демина | Общая психология: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/663 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | |||
Э2 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | |||
Э3 | Курсы в Moodle "Психология / Основы психологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70. На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное; Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно. |