МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
к.пс.н., Дир. инст., О.М.Любимова

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 «Антропология и этнология», утвержденный приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 7 августа 2014 г. №948.

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент ,Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент ,Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – сформировать у студентов психолого-этический подход к личности, и методам его использования в педагогической практике.
Задачи дисциплины:
познакомить студентов с психологическим содержанием понятия «личность», очертить его специфику, показав многозначность и многомерность данной категории;
дать представление о личности с позиции системного подхода;
провести анализ сфер практического применения данных знаний в действительной жизни студентов факультетов педагогического образования;
выделить прикладные и экспериментальные исследования в психологии личности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о роли данного курса для психолого-педагогической теории и практики;
психологии личности как особой науке, изучающей психический мир личности;
о понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах психологии личности;
о психологических, социально-психологических теориях личности, концепциях и моделях развития и обучения личности;
об основах педагогического общения и взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать понятийно–категориальный аппарат и тезаурус по разделам, которые выделяются в данном курсе (вводные понятия обоснования психологии личности как науки, ее методов, отраслей знания, состояний и свойств личности, аспектов коммуникативной деятельности человека);
применять психологические знания в педагогической практике;
содержание и структуру понимания личности с позиции различных парадигм;
знать теоретико-методологические подходы к мотивации личности, классификации мотивов;
индивидуальные проявления личности.
определять методы и модели развития и воспитания на основе полученных знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с учебной и научной психологической литературой;
диагностики оценки и описания уровней личностного развития,;
критического анализа моделей развития, воспитания и обучения с точки зрения психологической безопасности, грамотности и эффективности;
учета психологических и социально–психологических факторов развития личности в процессе воспитания и обучения
ставить и решать учебные и исследовательские задачи в области психологии личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности
1.1. Введение в психологию личности Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза Сам. работа 6 12 ОК-6, ОК-7
Раздел 2. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии
2.1. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7
2.2. Современные исследования в области психологии личности Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7
Раздел 3. Движущие силы и условия развития личности
3.1. Движущие силы и условия развития личности Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7
3.2. Жизненный путь человека как история индивидуальности Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7
Раздел 4. Общее представление о структуре личности
4.1. Общее представление о структуре личности Практические 6 2 ОК-6, ОК-7
4.2. Общее представление о структуре личности Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7
4.3. Уровни субъектных проявлений личности. Личность как индивидуальный и социальный субъект Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7
Раздел 5. Психология индивидуальности личности
5.1. Психология индивидуальности личности Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7
5.2. Психология индивидуальности личности Практические 6 4 ОК-6, ОК-7
5.3. Психология способностей. Индивидуальные особенности познавательных процессов личности Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7
Раздел 6. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь
6.1. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7
6.2. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь Практические 6 4 ОК-6, ОК-7
6.3. Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7
Раздел 7. Личность в социогенезе
7.1. Личность в социогенезе Лекции 6 6 ОК-6, ОК-7
7.2. Личность в социогенезе Практические 6 6 ОК-6, ОК-7
7.3. Личность и психическое (социальное) здоровье Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Психология личности. Общепсихологическая характеристика личности.
Общение и речь. Межличностные отношения. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Психология малых групп. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Структура сознания. Психология саморазвития личности.
Основные психические процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Личность как субъект жизни. Свобода. Ответственность и духовность на уровне зрелой личности.
Экзистенциальный подход к личности Виктора Франкла.
Общее представление о структуре личности. Анализ по элементарным единицам.
Представление о роли личностных и ситуативных факторах в регуляции поведения в теории К. Левина.
Различные подходы к периодизации развития личности.
Методы изучения личности: описательные, объяснительные, типологии. Способы познания личности.
Понимание личности в психоанализе З. Фрейда.
Понимание личности в общей психологии.
Возрастные особенности и психология возрастного развития личности.
Основные положения историко-эволюционного подхода к пониманию личности.
Самосознание и самоотношение личности. Их исследования в психологии.
Личность с позиции деятельностного подхода.
Подходы к пониманию личности в мировой психологии.
Человек и мир. Личность как специфическая человеческая форма отношения субъекта с миром.
Индивид. Личность. Индивидуальность.
Представление о движущих силах развития личности. Развитие личности в раннем возрасте.
Проблема "Я" в психологии.
Представление о смысловых образованиях личности. Исследования.
Типы и свойства ВНД как основы темперамента.
Социализация личности. Роли.
Характер и личность. Формирование характера.
Психологические проблемы половых различий. Становление половой идентичности.
Строение тела и особенности психики. Конституциональные особенности Кречмера и Шелдона.
Индивидуальные свойства личности. Их роль в формировании личности.
Темперамент и его роль в структуре личности. Факторные концепции темперамента.
Роль врожденных особенностей в формировании личности. Метод близнецов.
Проблема социальнотипического в личности. Социальный характер, национальный характер.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.С. Гуревич Психология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130
Л1.2 Т. А. Мардасова Психология : учеб. пособие -Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Д. Демина Общая психология: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/663
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э3 Курсы в Moodle "Психология / Основы психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное;
Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.