МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психотерапия в клинической психологии:теория и практика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Лабораторные 0 0 30 30 30 30
Практические 28 28 0 0 28 28
Сам. работа 66 66 37 37 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент , Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент , Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психотерапия в клинической психологии:теория и практика

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение основных методов и методологии разных видов (такитик, методик, приемов) психотерапевтического вмешательства в клинической психологии (на примере разных клинических состояний, психических нарушений, расстройств).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПСК-3.3: способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы анализа информации для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации);
- техники и методы, методологию психотерапевтического вмешательства в клинике
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и анализировать информацию для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации);
- применять методы и приемы, техники разных видов психотерапевтического вмешательства при решении разных задач клиники.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения и анализа информации для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации);
- навыки применения психотерапевтического вмешательства при решении разных задач клинической практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология психотерапии в клинической психологии: обоснование вмешательтства
1.1. Методологические основы психотерапии в клинической практике Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике Практические 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Транстеоретический подход в психотерапии Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Транстеоретический подход в психотерапии Практические 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Транстеоретический подход в психотерапии Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии Практические 3 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Основные методы психотерапии в клинике пограничных состояний
2.1. Приемы иметоды психотерапии в клинике пограничных состояний Лекции 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Методы психотерапии в клинике пограничных состояний Практические 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Методы психотерапии в клинике пограничных состояний Сам. работа 3 12 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия Сам. работа 3 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Психокоррекция и психотерапия Практические 3 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Психокоррекция и психотерапия Сам. работа 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях Практические 3 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях Сам. работа 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Основные методы когнитивной и поведенческой психотерапии в клинической практике
3.1. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике Лекции 3 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике Сам. работа 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Основные методы поведенческой психотерапии в клинической практике Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике Лабораторные 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Анализ искажений мышления в психотерапии Лекции 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Методы поведенческой психотерапии в клинической практике Лабораторные 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Методы работы с искажениями мышления Лабораторные 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Методы поведенческой активации при депрессиях Лабораторные 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.9. Когнитивная терапия депрессии (Бек) Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Эффективность психотерапии в клинической практике. Доказательная психотерапия
4.1. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике Сам. работа 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии Лекции 4 2 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства Лабораторные 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.6. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства Сам. работа 4 5 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.7. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике Лабораторные 4 6 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.8. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике Сам. работа 4 5 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.9. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии Сам. работа 4 3 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.10. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии Лабораторные 4 4 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.11. Экзамен Экзамен 4 27 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.12. Зачет Зачет 3 ПК-5, ПСК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Методология психотерапии в клинической психологии: обоснование вмешательтства
2. Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике
3. Транстеоретический подход в психотерапии
4. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии
4. Приемы иметоды психотерапии в клинике пограничных состояний
5. Методы психотерапии в клинике пограничных состояний
6. Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия
7. Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях
8. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике
9. Основные методы поведенческой психотерапии в клинической практике
10. Методы поведенческой психотерапии в клинической практике
11. Методы работы с искажениями мышления
12. Методы поведенческой активации при депрессиях
13. Когнитивная терапия депрессии (Бек)
14. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства
15. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике
16. Эффективность терапии в работе с личностными аномалиями
17. Эффективность терапии в работе с невротическими расстройствами
18. Эффективность психотерапии при работе с феноменом острого горя
19. Методы и эффективность психотерапии при работе с феноменом ПТСР и острым стрессовым расстройством
20. Методы и эффективность психотерапии при работе с соматоформными и тревожно-фобическими расстройствами .
21. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Психотерапия в клинической психологии: обоснование вмешательтства
2. Методология когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике
3. Транстеоретический подход в психотерапии зависимостей
4. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям
4. Феномен комплаенса в психотерапии как необходимое условие эффективности
5. Психотерапия в работе с личностными аномалиями
6. Психотерапия и прогностическая эффективность в работе с невротическими расстройствами
7. Методы психотерапии при работе с феноменом острого горя
8. Психотерапия при работе с феноменом ПТСР и острым стрессовым расстройством
9. Психотерапия с пациентами с соматоформными и тревожно-фобическими расстройствами


.
21. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение



Доклады, презентации по актуальным проблемам психотерапии в клинической психологии
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/85FF788E-B7F6-42D5-9D0D-1EB578BD8B77
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2398CE2E-EDAA-44EF-A07E-22EA67D900D9
Л1.3 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277334
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешкевич В.И. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C76E54C4-03CF-4198-A831-BD270BB7860E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Психотерапия в клинической психологии: теория и практика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4837
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoftм office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».