Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 | 28 | 28 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 | 56 | 56 |
Сам. работа | 66 | 66 | 39 | 39 | 105 | 105 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Освоение основных методов и методологии разных видов (такитик, методик, приемов) психотерапевтического вмешательства в клинической психологии (на примере разных клинических состояний, психических нарушений, расстройств). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-5 | способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития |
ПСК-3.3 | способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - способы анализа информации для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации); - техники и методы, методологию психотерапевтического вмешательства в клинике |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выявлять и анализировать информацию для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации); - применять методы и приемы, техники разных видов психотерапевтического вмешательства при решении разных задач клиники. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками определения и анализа информации для осуществления психологического вмешательства и технологии разработки программы вмешательства при решении разных задач клинической практики (самостоятельно и в кооперации); - навыки применения психотерапевтического вмешательства при решении разных задач клинической практики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология психотерапии в клинической психологии: обоснование вмешательтства | ||||||
1.1. | Методологические основы психотерапии в клинической практике | Лекции | 3 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике | Практические | 3 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Транстеоретический подход в психотерапии | Лекции | 3 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Транстеоретический подход в психотерапии | Практические | 3 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Транстеоретический подход в психотерапии | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии | Лекции | 3 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии | Практические | 3 | 6 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Основные методы психотерапии в клинике пограничных состояний | ||||||
2.1. | Приемы иметоды психотерапии в клинике пограничных состояний | Лекции | 3 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Методы психотерапии в клинике пограничных состояний | Практические | 3 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Методы психотерапии в клинике пограничных состояний | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия | Лекции | 3 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Психокоррекция и психотерапия | Практические | 3 | 6 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Психокоррекция и психотерапия | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях | Практические | 3 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Основные методы когнитивной и поведенческой психотерапии в клинической практике | ||||||
3.1. | Методы когнитивной психотерапии в клинической практике | Лекции | 3 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Методы когнитивной психотерапии в клинической практике | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Основные методы поведенческой психотерапии в клинической практике | Лекции | 4 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Методы когнитивной психотерапии в клинической практике | Практические | 4 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Анализ искажений мышления в психотерапии | Лекции | 4 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Методы поведенческой психотерапии в клинической практике | Практические | 4 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Методы работы с искажениями мышления | Практические | 4 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Методы поведенческой активации при депрессиях | Практические | 4 | 4 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.9. | Когнитивная терапия депрессии (Бек) | Лекции | 4 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Эффективность психотерапии в клинической практике. Доказательная психотерапия | ||||||
4.1. | Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства | Лекции | 4 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике | Лекции | 4 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии | Лекции | 4 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства | Практические | 4 | 6 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике | Практические | 4 | 6 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.8. | Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.9. | Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.10. | Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии | Практические | 4 | 2 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.11. | Экзамен | Экзамен | 4 | 27 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.12. | Зачет | Зачет | 3 | 0 | ПК-5, ПСК-3.3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Методология психотерапии в клинической психологии: обоснование вмешательтства 2. Методология общей и когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике 3. Транстеоретический подход в психотерапии 4. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям в психотерапии 4. Приемы иметоды психотерапии в клинике пограничных состояний 5. Методы психотерапии в клинике пограничных состояний 6. Психокоррекция и психотерапия: сходства и различия 7. Технические приемы работы с разными типами проблем при невротических и личностных аномалиях 8. Методы когнитивной психотерапии в клинической практике 9. Основные методы поведенческой психотерапии в клинической практике 10. Методы поведенческой психотерапии в клинической практике 11. Методы работы с искажениями мышления 12. Методы поведенческой активации при депрессиях 13. Когнитивная терапия депрессии (Бек) 14. Принципы доказательного психотерапевтического вмешательства 15. Критерии и обоснование эффективности психотерапии в клинической практике 16. Эффективность терапии в работе с личностными аномалиями 17. Эффективность терапии в работе с невротическими расстройствами 18. Эффективность психотерапии при работе с феноменом острого горя 19. Методы и эффективность психотерапии при работе с феноменом ПТСР и острым стрессовым расстройством 20. Методы и эффективность психотерапии при работе с соматоформными и тревожно-фобическими расстройствами . 21. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Психотерапия в клинической психологии: обоснование вмешательтства 2. Методология когнитивно-поведенческой психологии и психотерапии в клинической практике 3. Транстеоретический подход в психотерапии зависимостей 4. Мотивационное интервьюирование как метод формирования мотивации пациента к изменениям 4. Феномен комплаенса в психотерапии как необходимое условие эффективности 5. Психотерапия в работе с личностными аномалиями 6. Психотерапия и прогностическая эффективность в работе с невротическими расстройствами 7. Методы психотерапии при работе с феноменом острого горя 8. Психотерапия при работе с феноменом ПТСР и острым стрессовым расстройством 9. Психотерапия с пациентами с соматоформными и тревожно-фобическими расстройствами . 21. Научно обоснованные техники в когнитивно-поведенческой психотерапии |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение Доклады, презентации по актуальным проблемам психотерапии в клинической психологии |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Соколова Е.Т. | ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. | Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Олешкевич В.И. | ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Психотерапия в клинической психологии: теория и практика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoftм office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно». |