Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z05_03_06_ПП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой доктор психологических наук, профессор Каширский Д.В.
1.1. | Сформировать систему психологических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Сформировать у студентов представление о предмете, методах и задачах психологии, основных категориях, месте среди других наук о человеке. Сформировать представление об основных теоретических направлениях психологии познакомить с закономерностями психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности. Познакомить с формами, средствами и методами психологии; выработать элементарные навыки саморегуляции, разрешения конфликтных ситуаций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об основных теоретических направлениях психологии; - о закономерностях психической деятельности отдельного человека и группы людей; - методах изучения личности и социальной общности; - основные принципы периодизации психологии; - ключевые характеристики человека как субъекта познания и деятельности. -особенности психологических концепций ведущих отечественных и зарубежных психологов и научных школ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -выявлять, анализировать и интерпретировать источники по психологии; -свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах психологии; - излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументированно отстаиватьсвою точку зрения в дискуссии; - принимать психологически грамотные решения в возникающих конфликтных и проблемных ситуциях, уметь предтвращать их - находить решения прикладных вопросов на основе полученных теоретических знаний. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть: - основными теоретическими моделями и понятийным аппаратом современной психологической науки; - технологиям получения и верификации психологических знаний; - системой основных психологических понятий и профессиональной логикой их употребления; - формами, средствами и методами психологии взаимодействия и саморегуляции в деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, объект и методы психологии. | ||||||
1.1. | История научной психологии; основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии. Становление предмета психологии в историческом аспекте. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Психология как наука и как практическая деятельность Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Природа души. Метод интроспекции. | Лекции | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Основные научные школы психологии. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Идеалистические концепции души в учениях античных философов. Становление и развитие эмпирической психологии в философских учениях ХVП-ХVШ вв. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии ХIХ веке. Психологические идеи в немецкой классической философии (конец ХVШ - начало ХIХ вв.). | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Психика, поведение и деятельность. | ||||||
2.1. | Психика и сознание. Структура деятельности. Деятельностная природа личности человека. Понятие ведущей деятельности. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Основные функции психики. Мозг и психика. Структура психики. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л3.1 |
2.3. | Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Основные феномены самосознания. Структура сознания. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | На самостоятельное изучение: Онтогенетическое развитие как поэтапная социализация личности: развитие психики по А.Н. Леонтьеву, Э. Эриксону. отечественные и зарубежные психологии | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Периодизация личностного развития на основании ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин).Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Познавательнын процессы. Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Мышление и интеллект. Речь. | ||||||
3.1. | Ощущения: виды ощущений, свойства ощущений. Восприятие: формы, свойства; ошибки и виды восприятия. Предствление, особенност представления и его развитие. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Внимание: виды и свойства внимания. Память: виды памяти. Основные характеристики, процессы и механизмы памяти. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Мышление: стадии развития мышления. Логика и эмоции в процессе мышления: логические операции, формы логического мышления. Интеллект: природа интеллекта. Основные качества интеллекта. Творчество и творческое мышление. Воображение: виды воображения. Связь воображения и творческого мышления. Функции воображения | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Когнитивные психические поцессы | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Эмоциональные психические процессы | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Классификация ощущений по И. Шеррингтону. Многофакторная модель интеллекта Л. Терстоуна. Структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда. Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Психология речи. Общая характеристика речи. Функции речи. Компоненты содержания речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология ее понимания. Регуляторные психические процессы: эмоции, воля. Общая характеристика эмоций. Виды эмоций. Понятие об эмоциональном стрессе и фрустрации. Теории эмоций. Понятие о воле. Волевые качества личности. Теории воли. Структура волевого действия. Развитие воли у человека. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Личность как предмет психологического познания. | ||||||
4.1. | Индивид и индивидуальность. Личность: ее структура и проявления. Современные теории личности. | Лекции | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Мотив и мотивация. Потребност Характер и личность: сходство и различие. Типология характеров. Акцентуация характера. Способности. Личность как субъект сознания и самосознания. | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Мотив и мотивация,потребности. Темперамент и его свойства. Типология характеров. Акцентуация характера. Способности. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Виды потребностей по А. Маслоу. Теория потребностей по Л.С. Выготскому. Схема типов нервной деятельности по И.П. Павлову. Характеристика типов темперамента. Типы темперамента. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы. | ||||||
5.1. | Проблема феномена общения в психологической науке | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Межличностные отношения и взаимодействия | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.4. | Психология общения. Установки в общении. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.5. | Межгрупповые отношения и взаимодействия. Феномен групповых процессов в больших и малых группах. | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется тип высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову): сильный, уравновешенный, подвижный? а. Холерик; б. Сангвиник; в. Флегматик; г. Меланхолик. Правильный ответ: б. 2. Автор гуморальной теории темперамента – а. Гиппократ б. Павлов в. Леонгард г. Кречмер Правильный ответ: а. 3. Э. Кречмер назвал конституциональный тип. для которого характерны такие черты, как длинные конечности, тонкие кости, узкие плечи, узкая и плоская грудная клетка, бледная кожа – а. Астеническим б. Мезоморфным в. Циклоидным г. Экстравертированным Правильный ответ: а. 4. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется… а. Практическая психология б. Общая психология в. Социальная психология г. Поведенческий подход Правильный ответ: а. 5. Интроспекция - это термин для обозначения метода... а. Лабораторного эксперимента б. Самонаблюдения в. Проективных тестов г. Тестирования отдельных психических функций Правильный ответ: а. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Вставьте пропущенное слово « … - это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей». Правильный ответ: психология / Психология 2. Как фамилия ученого утверждающего, что согласно концепции психоанализа существуют три компонента психики «Эго», «Супер-Эго» и «Оно»? Правильный ответ: Фрейд 3. Какой ученый считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические, 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации? Правильный ответ: Маслоу. 4.назовите функции какого образования нервной системы человека включают 1) отражение окружающей действительности, 2) сохранение целостности организма, 3) регуляция поведения, 4) субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми? Правильный ответ: психика ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы: а. Представление б. Когнитивный диссонанс в. Ощущение г. Восприятие Правильный ответ: г. 2. Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к... а. Когнитивному диссонансу б. Сенсорной депривации в. Ориентировочному рефлексу г. Социальной перцепции Правильный ответ: а. 3. Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это... а. Акцентирование б. Агглютинация в. Воссоздание г. Гиперболизация Правильный ответ: б. 4. Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это... а. Абстракция б. Обобщение в. Синтез г. Интроспекция Правильный ответ: а. 5. Скорость реакции зависит от такого свойства нервной системы, как... а. Подвижность б. Сила в. Уравновешенность г. Эмоциональность Правильный ответ: а. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое «отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо»? Правильный ответ: Память. 2. Что такое «реакции на воздействия раздражителей, имеющих позитивное или негативное значение в данной ситуации»? Правильный ответ: Эмоции. 3. Что такое «процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности»? Правильный ответ: Воображение. 4. Определите понятие «совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности». Правильный ответ: Мотивация. 5. Что такое «это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга»? Правильный ответ: Общение. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Контроль основных понятий Контрольная работа психологических понятий: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека. Рефераты 1. Этапы развития личности в психологии(возрастная периодизация). 2. Воля: ее значение в развитии личности. 3. Проблема взаимосвязи речи и мышления. 4. Эмоции: классификации и проявления. 5. Потребности и мотивы. 6. Психология большой группы. 7. Социально-психологический статус личности в группе и его определение. 8. Интеллект и интеллектуальные способности. 9. Понятие о психической норме и патологии. 10. Акцентуации характера. 11. Конфликты в группе: формы проявления. Практические задания: 1. Составление планов-конспектов уроков и внеклассных мероприятий. 2. Составление инструкций для детей 6-10 лет "Один дома", "Один на улице", "Один в общественном транспорте". 3. Подготовка анализа видеоурока. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
фос представлен в прикрепленном файле |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. | ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. | ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ПЕДАГОГИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н., Островский Э.В., Подвойская Л.Т. | Психология и этика делового общения: | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Сластенин В.А. | Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | В. А. Иванников | Введение в психологию: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/99F6F6E9-A1B6-4169-B9B9-6AED18E114B0 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Образцов П. И., Уман А. И., Виленский М. Я. ; Под ред. Сластенина В.А. | ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Виртуальная библиотека по психологии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm. | |||
Э2 | 2. Библиотека по педагогике [Электрон.ресурс].-Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/index.shtml | |||
Э3 | 3. Коллекция: история образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://museum.edu.ru/ | |||
Э4 | 4. Практическая психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psynet.narod.ru/main.htm | |||
Э5 | 5. Психея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psycheya.ru | |||
Э6 | Курсы в Moodle "Психология / Основы психологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Базы данных: ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. бсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине. |